Интервью с Захаром Прилепиным
Захар Прилепин написал первый за пять лет роман «Черная обезьяна».
За время, прошедшее с выхода его скандальной книги «Санькя», Прилепин стал редактором нижегородской «Новой газеты», выпустил несколько сборников рассказов и биографию советского писателя Леонида Леонова, но на очередное масштабное высказывание решился только теперь. «Черная обезьяна» – это история отталкивающего типа в больном мире, так похожем на наш. Тут и феноменальная жара прошлого года, и вымирающая деревня, и невероятное по жестокости убийство, приписываемое странным «недорослям» – детям, для которых не существует понятий о добре и зле.
В прошлых твоих вещах, несмотря на трагичность сюжетов, была доля восторженности, радости жизни и даже некоторого самолюбования. Герой «Черной обезьяны», напротив, постоянно испытывает мучительный разлад. Откуда такая перемена? Я сознательно ставил себе задачу написать историю довольно неприятного типа, который путается и рушит свою жизнь и жизни окружающих. Какая же здесь радость? Никакого самолюбования в этом типе я не замечал – ему явно нечем любоваться!
Ты отдаешь себе отчет в том, что, поскольку герой твоих прошлых вещей ассоциировался у читателей с автором, то и этого «неприятного типа» примерят на тебя? Да, конечно! Более того – это уже началось. Я даже думаю, не запустить ли в интернет ролик со мной и моей семьей и переадресовывать к нему всех, кто будет спрашивать, скольких детей я бросил.
Время от времени возникает вопрос, может ли писатель в современной России зарабатывать своими книжками. Ты один из самых успешных писателей поколения тридцатилетних – что скажешь, получается? В принципе это возможно. Нужно, чтобы у тебя было несколько успешных книг, от пяти и больше, тогда постоянно продаются какие-то права – на перевод, экранизацию, и на это можно жить. У меня, правда, большая семья, трое детей, ждем четвертого, и хочется прежде всего для них хорошей жизни, поэтому я постоянно еще куда-то вписываюсь. Но я не могу сказать, что журналистика – мой основной доход, все-таки книги уже приносят больше.
Что ты пишешь сейчас? У меня практически готов сборник повестей, посмотрим, как пойдет роман, и, возможно, уже через пару месяцев и его выпустим. Еще готовится сборник критики: коль скоро я все равно пишу в этом жанре, почему бы не издать.
Тогда вопрос к тебе как к критику: что посоветуешь почитать? Если говорить о любимых современных авторах, то я бы, пожалуй, назвал троих – Александра Терехова, Михаила Тарковского и Олега Ермакова. У последнего очень рекомендую книгу «Арифметика войны», с которой можно познакомиться в журнале «Новый мир». Хорош новый роман Шаргунова «Книга без фотографий», понравился быковский «Остромов». Еще я не без интереса прочел биографию Хемингуэя Максима Чертанова. Правда, довольно быстро понял, что никакой это не Максим: явно тетка пишет! Там брутальность Хэма забавно развенчивается – только женщина так смогла бы сделать.
Саша Филиппова, Time Out Санкт-Петербург №11 (223) / 24 мая - 6 июня 2011 г