«Известность измеряется в деньгах»

Он — один из самых известных и, по словам Дмитрия Быкова, лучший (что нечасто совпадает) писатель своего поколения в России. Единственный участник встречи с Путиным, заставивший президента всерьез с ним полемизировать. Недавно Захар был удостоен премии «Национальный бестселлер» за роман «Грех». С чем мы его, позвонив в Нижний Новгород, и поздравили.

— Вы назвали «Грех» романом в рассказах. Это подсказанная форма?

— Отчасти это был маркетологический ход. А потом я понял, что «Грех» — больше, чем просто сборник рассказов. Сквозных мотивов там очень много, хватит на несколько книг. Представьте себе роман, по которому ударили тяжелым предметом, и он раскололся на осколки — вот их я и собрал под одной обложкой.

— Вашего героя тоже зовут Захаром, и эпизоды биографии совпадают…

— Раскладывать текст в процентном соотношении автобиографии и выдумки не стоит. Некоторые рассказы стопроцентно списаны с реальности, другие вывернуты наизнанку. Я действую, как кулинар: вот сейчас положу щепотку печали, сейчас добавлю счастья.

— Вы и в Чечне воевали, и в ОМОНе служили, и организатором «марша несогласных» были. Писатель должен принимать активное участие в жизни страны?

— А вы вспомните Серебряный век: Гумилев — это один тип литератора, Блок — другой. Необходимо разнообразие, цветущая сложность. Правда, сейчас все складывается не в пользу писателей-революционеров, хотя по-прежнему есть литераторы, которые занимают активно-агрессивные позиции. Меня называют «системным бунтарем», «гламурным омоновцем»… Люди никак не привыкнут к сочетанию разных качеств. А я просто хотел бы все успевать и при этом щелкать по носу негодяев и радоваться жизни.

— Общественный резонанс — обязательное условие хорошего романа?

— Хорошие книги почти всегда доходят до читателя, но зачастую это происходит или слишком рано, или слишком поздно. Алексей Иванов около 10 лет был никому не нужен с теми романами, которые сегодня издаются многотысячными тиражами. Я думаю, что непризнанных гениев нет — просто успех определяется не качеством текстов, а последовательностью поступков. Писатель — это не только книги, но и судьба. Надо уметь и писать, и жить.

— Вы разрушаете стереотип неприкаянного писателя-одиночки, который, кроме литературы, ничего не умеет.

— Мне этот тип писателя омерзителен. В вечной хандре, постоянно пишет, фанатично относится к своим трудам. Вроде: вот я — творец, а вы, твари, дрожите. Это самопоедающее ощущение. Писательство должно доставлять радость и себе, и близким.

У нас любят носить маски страдальцев. Мне это не нужно, вокруг меня и так много мифов. Вот недавно большими тиражами несколько раз напечатали, что меня на самом деле зовут Евгений Лавлинский. Обсуждают мою национальность, являюсь ли я членом НБП или меня давно уже выгнали, ну и т. д.

— Говорят, лиричность, непосредственность — черты писателей-провинциалов. А столичные авторы — пессимисты и циники.

— У провинциалов более развитая внутренняя мускулатура, есть стержень. Знаете, как сказал Сергей Шнуров о Лимонове? «У него есть внутренний Че Гевара». И потом, деревенская проза XX века принесла ощущение человеческой силы, тепла, мощи. Я сам родился в деревне, в Рязанской области, сейчас живу в Нижнем Новгороде, но для деревенских все равно что москвич, истеблишмент. Я пытался обнаружить у себя комплекс провинциала, с фонарем искал, но не нашел: ни в одном обществе не чувствовал себя мальчиком у Христа на елке. И потом, у меня все быстро получилось, без особых с моей стороны усилий.

— И известность вот просто так взялась?

— Известность измеряется в деньгах. Когда мне не придется думать, на что содержать семью послезавтра, это и будет настоящая слава.

А пока это ощущение иногда появляется, иногда погибает.

Ульянова Юлия
«Собеседник» № 24, 2008