Захар Прилепин: литературных рабов у меня нет
Автор многих романов и биографий Захар Прилепин представил свою новую книгу «Ополченский романс» — сборник рассказов о жизни людей в Донбассе после 2014 года. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, писатель рассказал и о других своих проектах. К теме Донбасса, возможно, вернусь.
— В чём смысл названия «Ополченский романс»?
— Слово «ополченский» в общественном сознании связано с военными людьми, а «романс» — с любовными историями. Как правило, эти вещи редко сочетаются в одних и тех же книжках. Книга включает 14 рассказов, объединённых общими персонажами.
— Этой книгой вы закрываете тему Донбасса в своём творчестве. Или ещё что-то готовится?
— Я сейчас плотно занят биографией Шолохова. С огромным интересом в эту тему погрузился. Для себя я тему Донбасса закрыл, но возможны какие-то повороты и кульбиты в судьбах моих товарищей-ополченцев и в судьбе самого Донбасса. И может быть, придётся рассказать о каких-то удивительных продолжениях этих судеб. Собака следит, чтобы мне не мешали работать.
— За полтора года у вас вышло пять книг. Поделитесь секретом трудоспособности.
— Я не пью, не курю, не хожу на концерты, пати, заседания. Не живу в Москве. Когда работаю, у меня отключены все телефоны, нет Интернета, никто ко мне не может прийти, кроме соседей. Но с тех пор, как у меня появилась собака тибетский мастиф, она не пускает никого. Во дворе всё время сидит. Соседи что-то кричат, а я делаю вид, что не слышу. (Улыбается.) Если совсем серьёзно, то литературных рабов у меня нет, никто за меня мои книги не пишет.
— В ближайшее время что от вас ждём?
— Биография Шолохова выйдет через год, вторая часть «Взвода» — через два. Ещё я пишу большой исторический роман по X V II веку и поставил себе срок пять, а может, 10 лет. Он меня влечёт, как ничто в литературе не влекло. Пора написать обзор литературы 2010-х годов. Дай бог в 2021 году издам. У меня также задумана повесть об Эдуарде Лимонове и о разнообразных событиях, с этим связанных. Хочу дать такой сыновний портрет своего учителя. Фотографирую животных, виды, храмы
— По вашим наблюдениям, в период пандемии возрос интерес читателей к чтению?
— Грянул вирус, времени было вагон и маленькая тележка — читай не хочу. Но никакого взрыва продаж книг не произошло. Когда в следующий раз спросим уважаемых сограждан про чтение и услышим, что им некогда, надо просто им сказать: «Не ври, дорогой, просто ты не хочешь». Ну не хочешь — не читай, но не надо говорить, что некогда. Я никого не осуждаю, просто не люблю лукавства. Вообще, в период пандемии последнее, что нужно закрывать, — это книжные магазины и церкви, но почему-то их закрывают первыми. Видимо, у них нет серьёзных лоббистов.
— Вопрос вам как к заместителю художественного руководителя МХАТа по литературной части. Каких постановок ждать зрителям?
— У нас 20 проектов находится в разработке. Таких масштабов нет ни у одного театра. Не даю гарантию, что все они будут поразительны, но точно из этих 20 выстрелов раз 10 мы попадём в мишень. Сам я отвечаю за связь с русской современной словесностью. Мы заключили договор с Евгением Водолазкиным о постановке его «Лавра». Я договаривался с Андреем Рубановым о постановке «Хлорофилии». Курирую проект о жизни Есенина. Это постановка по пьесе Елены Исаевой, которая основывалась на моей книге.
— Почему вы решили завести «Инстаграм»?
— Мои товарищи затребовали, чтобы я завёл себе соцсети. Завёл и увлёкся, потому что выяснилось, что фотографировать собак, а за последнее время их количество у меня выросло до пяти, да ещё появился кот, очень увлекательно. Я превратился в юного натуралиста и с удовольствием фиксирую, как они растут на глазах. А потом, я много езжу по стране и всё время вглядываюсь в виды красивые, в храмы. Я уже выложил 150 русских церквей. Недавно вот летал на воздушном шаре, фоткался как сумасшедший. Через фотографирование ты себя фиксируешь, что ты был здесь. Это по-своему дисциплинирует…
Ирина Колпакова
«Север Столицы», 15.10.2020