Захар Прилепин: Такая книга, как «Тихий Дон», будет жить с тобой всегда
Писатель Захар Прилепин изучил жизненный путь Михаила Шолохова и написал биографию автора «Тихого Дона». Он и ответил на вопросы Metro о вечной проблеме авторства романа и его актуальности в наше время.
Захар, вопрос об авторстве «Тихого Дона» до сих пор обсуждают: как мог 21-летний Шолохов написать роман такого масштаба? Откуда корни у этого спора?
— Дело в том, что ставки в советской литературе в начале 1920-х годов были такие огромные, что нам и не представить. Статус писателя был государственный. Писатели определяли идеологию. Шла жесточайшая конкурентная борьба. Когда появился Шолохов, он сразу же стал народным писателем. После выхода первого тома «Тихого Дона» все поняли, что явился огромный великий советский роман. Власть тогда мыслила категориями не политологическими, как сейчас, а гуманитарными. Она считала, что в основе коммунизма должны лежать великие культурные свершения, великие романы. И вот этот роман появился. А его автору 21 год… Конечно, возникла зависть. Известно, кто стоял за этими слухами, была такая литературная группировка — «Кузница» и писатель Феоктист Березовский. Он эти слухи и запустил. Люди у него спрашивали: «Феоктист, зачем вы это всё?..» На что тот отвечал: «Я старый писатель, а он молодой, как в 21 год можно было такое написать? Не мог он такое написать!» — «А доказательства у вас есть?» — «Нет доказательств, просто я в этом убеждён».
Какими же доказательствами можно ответить на эти обвинения?
— Если разбирать биографию Шолохова, там выясняются неоспоримые вещи. Десятки персонажей «Тихого Дона», сотни событий — всё это реальная жизнь Шолохова. Например, задают вопрос: «Как Шолохов мог описать поведение генералитета гвардейского? Он же был молодым человеком?!» На самом деле генералитет останавливался во время Вёшенского восстания в доме Шолоховых. Членов его семьи переселили в летнюю кухню, и они носили обеды генералам. Ну и, конечно, он слушал всё, что говорили эти генералы. И описывал их потом буквально с натуры. И таких примеров много. Литературные деятели под руководством сестры Ленина, Марии Ульяновой, провели расследование: Шолохов показал сундук с рукописями — и эта тема была закрыта на многие десятилетия. Но в 1970-е годы старый опровергнутый слух был реанимирован Солженицыным.
Он тоже не мог поверить в талант Шолохова?
— Статус великого русского писателя был ещё актуален не только в России, но и в мире. Солженицын претендовал на место Шолохова. А тот был, как бы сейчас сказали, настоящей суперзвездой: «Тихий Дон» был переведён на все основные языки планеты, тиражи исчислялись десятками миллионов.
Стал бы Шолохов суперзвездой в наше время?
— Сложно перенести этот момент в современность, потому что для государства литература сейчас не занимает такого положения. Политологи и блогеры интересуют власть куда больше. Но этот роман всё равно бы прочитала страна. У нас так или иначе имелись в последние годы подобные прецеденты, когда тиражи романа «Лавр» Евгения Водолазкина и книги «Несвятые святые» Тихона Шевкунова исчислялись миллионами. В те времена Шолохов занимал место и Водолазкина, и Шевкунова, и даже Дудя (внесён Минюстом в список СМИ-иноагентов) — но в последнем случае исключительно в смысле востребованности. Планка культуры была, как ни удивительно, сто лет назад куда выше, чем сегодня.
Как сейчас молодёжи читать «Тихий Дон»?
— Я всю жизнь перечитываю «Тихий Дон». Вот что я скажу молодёжи: главным героям романа, Григорию Мелехову, Наталье, Аксинье, 17–21 год. История заканчивается, когда им по 25 лет. Они ваши сверстники. И они прошли через невероятного масштаба события, которые абсолютно соприродны тем, что происходят сейчас. Там тоже есть Украина, там есть Гражданская война, интервенция, санкции, эмиграция. Там есть всё, только с разницей в 100 лет.
Почему Шолохова полюбили во всём мире так стремительно?
— Он людей из народа впервые в мировой литературе вознёс на уровень аристократии. Чтобы простой казак и казачка заняли место Ромео и Джульетты — такого ещё не было! И люди во всём мире поняли, что о простонародье можно писать эпосы. Простые крестьяне и рабочие из любой страны мира не могли себя ассоциировать с героями Шекспира, или Гёте, или кого угодно. А с этими — могли. Что до нынешних дней — сколько ни прочитай Telegram-каналов, всё это исчезает на следующий день. А такая книга, как «Тихий Дон», будет жить с тобой всегда. И эти герои никогда тебя не покинут, дорогой молодой человек!
А какой персонаж из «Тихого Дона» остался с вами навсегда?
— Да все они живут во мне. Ну, конечно, Григорий Мелехов — он ключевая фигура русского мира. Далеко не каждому писателю удаётся создать такого типического героя, который стал бы не менее известен, чем автор. И показателем этого становится момент, когда герою ставят памятник. Григорию Мелехову и Аксинье поставлено несколько памятников. Даже жеребёнку из одноимённого рассказа Шолохова поставлен памятник.
Вы как-то сказали, что Шолохов родился под «чёрной звездой». При этом он стал успешным писателем, его карьера сложилась…
— У Шолохова пытались отобрать главный труд всей его жизни. Проходимцы, негодяи, сплетники обвинили его в воровстве собственной судьбы. Роман, в котором были описаны его близкие, соседи, семья, детство, страсти. А человек потратил на него 15 лет своей жизни. А ему сказали: «Ты незаконно это присвоил». С другой стороны, кого ещё до сих пор обвиняют в плагиате? Гомера и Шекспира. Компания хорошая. Всё это иллюстрирует и гений Шолохова, и, увы, человеческую слабость, суетность, завистливость. Тут ничего не поделаешь…
В 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе после 11 лет номинаций.
Многие детали биографии казака и комдива Харлампия Ермакова были использованы Шолоховым при создании персонажа Григория Мелехова: от фирменного удара шашкой до метаний между белыми и красными.
На даче у Иосифа Сталина висел портрет Шолохова, а «Тихий Дон» вождь называл «Ветхим Заветом для СССР».
Альбина Юсупова
gazetametro.ru, 31.01.2023