Захар Прилепин: "Люблю я Русь - клянусь..."
Завершился проект "Творческая регата" Центральной районной библиотекой им. Г.А. Пирожникова, приуроченный к 90-летию Сургутского района, благодаря которому жители сельских поселений имели уникальную возможность пообщаться с известными писателями нашей страны - обладателями престижных литературных премий, за что низкий поклон работникам библиотеки! Всего было выбрано шесть авторов, более 20 встреч с которыми прошли на высоком уровне и имели большой резонанс.
Последние встречи состоялись 10 декабря в Барсово и Лянторе. На этот раз гостем района стал яркий автор, имя которого сегодня на устах у всех почитателей современной литературы, - Захар Прилепин. Российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актёр, музыкант. Неоднократный лауреат и финалист престижных литературных и журналистских премий. Широко известен своими книгами "Патологии", "Грех", "Санькя", "Чёрная обезьяна"... Захар Прилепин - колумнист журнала "Огонёк" и "Новой газеты". Член редколлегии журнала "Дружба народов". Секретарь Союза писателей России. Генеральный директор нижегородского представительства "Новой газеты" и шеф-редактор сайта "Свободная пресса". В прошлом - командир подразделения ОМОНа, участник чеченских кампаний 1996 и 1999 годов. Член незарегистрированной партии "Другая Россия".
Учащиеся Барсовской средней школы, после душевного представления Захара Прилепина ведущими, возможно, ожидали от него некоего праздника, но писатель начал разговаривать с юной аудиторией о вещах сложных, приглашая их к размышлению.
- Сейчас для многих чтение книг является занятием довольно странным. В мире так много всего интересного, как может показаться. Но вся медиасфера, в частности телевидение, заточена на то, чтобы человек ни в коей мере не усложнял работу своего мозга, а просто являлся потребителем. Для этого создана вся индустрия. Пример потребления этого незатейливого продукта являет собой "Дом-2". Так или иначе, эта модель поведения начинает сканироваться, люди начинают думать, что таким образом себя вести подобает. В то время как настоящая жизнь несколько в другой сфере. Любая нация, любой этнос, любая государственность строится людьми, которые живут в пространстве так называемой этнической культуры. Всё, что мы собой являем, - это какое-то количество песен, сказов, пословиц и поговорок, которые в процессе взросления создал народ, населяющий территорию под названием Россия. Как только любой этнос, любая нация начинает выпадать из своего пространства, она теряет ощущение того, кто она такая, и любой сквозняк времени может смести этих людей с арены истории.
В России недавно опубликовали статистику, что якобы у нас сегодня читает только 60 % населения. Полное враньё, 80 % вообще не читают, процентов 10-15 что-то почитывают, и только процентов 5 читают более или менее нормальную литературу. К несчастью, это правда. В советские времена среди интеллигенции, среди образованных людей было принято читать книги и каким-то образом их обсуждать. Прочтение определённых книг было признаком вхождения в мир интеллектуальной элиты. И когда взрослые люди говорят, что им некогда читать, это обман, просто они вывели себя за рамки гуманитарной культуры, считая себя высокообразованными, черпая информацию из Интернета, телевидения... Но прочтение одной книжки Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" даст больше, чем 200 тысяч часов в любой из сетей, потому что текст - это не просто сюжет про каких-то людей, которые так или иначе друг с другом пересекались и к какому-то выводу пришли. Текст - это нечто большее. Это учебник психологии, учебник этики и эстетики. Человек, который читает книги, и выглядит иначе. То, что отражается на лице, - следствие нашей внутренней душевной работы. И чем более сложна эта работа, тем одухотворённее лицо. Странная вещь, но тоже - не случайная. Именно сложная душевная работа и создаёт определённый тип лица - красивый.
Пространство книги, кроме всего прочего, даёт возможность пообщаться с теми, кто жил несколько веков назад. Можно понять его эмоции, образ жизни, мысли. Мы часто льстим себе, что стали умнее тех, кто жил до нас, больше понимаем, тоньше чувствуем. Это колоссальная иллюзия. Они чувствовали и мыслили так же, а зачастую глубже, чем мы. В любой деревне жили крестьяне, которые занимались земледелием, и всё, что они делали: пахали, сеяли - собирали урожай, - было связано с обрядовыми песнями, которые хранились у каждого в голове. Любая мать знала десятка два-три колыбельных, которые пела. Свадебные обряды были очень развиты. Сегодня это знание утеряно. И если сейчас нас переместить в XIX век и посадить за свадебный стол, то мы могли бы услышать огромное количество замечательных, удивительных, разнообразных песен. И что сейчас поют за свадебным столом? Стаса Михайлова и Ваенгу... Так кто умнее, развитей?
Не надо себе льстить, что мы становимся умнее оттого, что у нас есть Интернет и 260 каналов телевидения, поскольку пространство гуманитарной культуры, пространство песни, стихотворений, музыки, литературы - это единственный способ сохранить нашу идентичность.
К писателю было много вопросов, в том числе и у школьников. Некоторые из них нам показались особенно интересными.
- Вы такой разносторонний человек - и у вас четверо детей, как вы это всё совмещает: воспитание детей, работу?
- Честно говоря, не знаю, тем более, я стараюсь больше времени проводить с детьми. У меня дома нет телевидения достаточно давно. Мои дети выросли без телепередач, они занимаются своими делами - рисуют, читают, собирают конструктор... Дома я никогда не пользуюсь Интернетом, не сижу в социальных сетях по 10 часов. Я рано встаю и живу по твёрдому графику. Дисциплина и последовательность - это вещи, которые позволяют многое в жизни сделать. У меня нет выходных, я всегда чем-то занят... Это не потворствует лености и разжижению мозгов. И потом, детей надо кормить... Собственно, объяснение простое: если хотите везде успевать, рожайте много детей, когда вырастете, и тогда у вас отличная просто будет жизнь.
- Захар, у вас много занятий, и вы пишете книги? Для чего вам это надо?
- Кроме своих детей, это главное, за что я отвечаю всем своим существом. И отношусь к этому крайне серьёзно. Это очень важно. При помощи этого я познаю мир и прихожу к каким-то выводам, которыми мне бы хотелось с вами поделиться.
- В каком возрасте вы почувствовали первую тягу к сочинительству?
Первое стихотворение я сочинил в 9 лет. Я даже помню первые его две строчки: "Люблю я Русь - клянусь". С тех пор я собственно эти две строчки всё больше и больше расширяю, вот уже до 10 томов. Всё самое главное я сказал в этих первых двух строках, поэтому это дело забросил. Потом, с 16 до 20 лет, написал около сорока стихотворений - и занялся другой работой. И только в 29 лет вернулся к сочинительству, и самой главной причиной была тяга к чтению. Многие люди начинают сочинять, а другие книжки не читают. Но для того, чтобы сочинят книги, музыку и любые другие вещи, нужно быть образованным человеком. Я очень много читал в детстве, и это создало внутри меня строй, лад русской речи.
- Были ли у вас кумиры в детстве?
- Аркадий Гайдар, конечно, детский писатель такой был советский. Это по сей день очень важная для меня фигура, очень странная, страстная, яростная. Это удивительный человек с трагической судьбой - в 15 лет он пошёл на Гражданскую войну, в 16 уже командовал полком. Потом Сергей Есенин, поэт, земляк мой, из Рязанской области. Я с юношеских лет и по сей день люблю его стихи, много о нём думаю и, может быть, напишу о нём книгу. А в подростковом возрасте, не поверите, у меня были длинные волосы и серьга в ухе, и я конечно же любил рок-музыку, Бориса Гребенщикова (группа "Аквариум"). Помню, услышал какой-то куплет БГ и понял, что есть в мире какое-то измерение, мне совершенно неизвестное. Я маниакально много слушал тогда музыки всякой - и не только русской, но и зарубежной. Но я бы не сказал, что они были моими кумирами. Кумир - это что-то другое - вещь не совсем благая и полезная. Это были люди, на которых я смотрел и с которыми сверял свои ощущения жизни. Это очень важно не только в музыке, но и в литературе.
- Захар, в 2011 году вы создали собственную музыкальную группу, расскажите о ней, пожалуйста, подробнее.
- Группа - просто дань моей юности. 20 лет прошло, и вдруг я вспомнил, что когда-то мы сочиняли песни с моими друзьями, и предложил им записать пластинку-другую. Мы это сделали и получили некоторое удовольствие. Вообще литература и музыка - вещи достаточно взаимопроникающие. Я напомню вам, что Лермонтов сочинил несколько этюдов для скрипки, Грибоедов - упоительно красивый вальс, Есенин - несколько песен на свои стихи. Лев Николаевич Толстой любил музыку, знал её. Во времена оттепели у нас появилась целая плеяда поющих поэтов: Бродский, Окуджава, Высоцкий... Потом всё это движение деградировало, ныне уже поэты-песенники - исчадие ада. В стране, где были Маяковский, Мандельштам, к текстам Никиты Джигурды и Александра Шаганова нельзя относиться как к поэзии, достаточно послушать песни... Но есть и сегодня настоящие поэты.
- Судя по вашим произведениям, вы болеете душой за Россию, хотелось бы узнать, каким вы себе представляете её будущее?
- Будущее страны - это дети, которые через 20 лет станут сутью и солью всего происходящего в стране, главными действующими лицами. Какими вырастут эти дети, такая и будет страна. И та иерархия ценностей, идей, которые сегодня так или иначе навязываются нам, она, безусловно, этой стране не подходит. В России не многое приживается, кроме доблести, труда и аскезы. Воины, труженики, учёные, святые отцы, монахи - вот эти люди должны находиться на высоте иерархии ценностей, на них надо смотреть, а не на Андрюшу Малахова, не на Ксению Собчак... Все юноши и девушки не могут стать шоу-звёздами, телеведущими... Государство должно предлагать молодым совершенно другое.И в моём понимании главная национальная идея России заключается в том, что нам нужно вложить все средства - 50 сочинских олимпиад - в воспитание многомиллионной армии детей, которые будут обладать гуманитарными знаниями, знаниями точных наук, какими-то необычайными навыками, отличающими их от всех подростков земного шара. 30 млн. таких детей - образованных, воспитанных, умных, быстрых, смелых, мужественных замечательных - возможность для другой жизни в стране.
Мы живём в эпоху рынка, а это - структура, которая поедает всё человеческое и питается всем человеческим. Она делает из человека потребителя. С этим надо бороться. Рынок в сфере образования и здравоохранения - это дурно, в сфере культуры - просто коллапс. Поэтому я хочу другой страны, с другими иерархиями, с другим представлением о том, кем нам быть и что нам из себя делать.
Галина ВЕЧ, "Библиотеки района" - декабрь 2013 г.