Захар Прилепин: «Я не стесняюсь сказать, что люблю свою родину, свою жену и своих детей»
Российский писатель Захар Прилепин, о новой книге которого мы писали в прошлом номере, приехал в Лондон на книжную ярмарку, представил английский перевод сборника рассказов «Грех», отвечал на многочисленные вопросы журналистов, а в среду, 18 апреля, встречался с читателями в книжном магазине на Пикадилли, рассуждая о значении молодежи в современной российской политике.
Его уже окрестили «писателем с биографией»: он закончил филфак, участвовал в контртеррористических операциях в Чечне, служил в ОМОНе, с 1996 года состоит в НБП, участвовал в массовых протестах, которые проходили этой зимой, написал десяток книг за последние восемь лет, поселился в деревне, где нет ни мобильной связи, ни интернета, и вместе с женой растит четверых детей.
Прилепиным вообще все как-то искренне готовы восхищаться. Пока у него брали интервью коллеги-журналисты, мы с девушками, работавшими на ярмарке, обсуждали, какой Захар прекрасный мужчина – вон как что-то эмоционально рассказывает, а сколько людей к нему подходит – то книжку подписать, то сфотографироваться! Может, поставить уже фигуру Прилепина в Музей мадам Тюссо, пусть все желающие сделают фотокарточки на память?
Учитывая биографию Прилепина, с ним можно говорить о чем угодно: хоть о политике, хоть о литературе. Я решила начать с литературы.
- У вас недавно вышла новая книга «Восьмерка». Наверняка все в России завизжали – мол, очередная книга этого модного писателя Прилепина, даже года не прошло с выхода прошлой, совсем уже в печатный станок превратился. Вы как к таким разговорам относитесь?
- Как себя ни веди, всегда найдутся люди с претензиями. В любой сфере сначала достигается какая-то степень успеха,
а потом любой твой жест воспринимается в штыки. Не выпускаешь книгу два года – Прилепин исписался, сказать больше нечего, выпускаешь книгу каждый год – обязательно скажут, что Прилепин всех заколебал, торчит из-за каждого угла. Когда ничего о себе не пишешь и предаешься фантазиям – все говорят, что у Прилепина закончилась биография, пишешь сам о себе – Прилепин уже надоел, сколько можно про себя писать? Поначалу я к этому серьезно относился, потом подумал: «Да пошли вы все к черту, на вас не угодишь». Взять те же встречи с Путиным. На одну встречу я пришел, все сразу сказали: «Как не стыдно! Пошел к нему на встречу, да что ты ему вообще можешь сказать?» От следующей встречи отказался, так в блогах просто крик стоял: «Ты что, испугался Путина? Тебе нечего ему сказать?» Хочется ответить: «Пошли вы... с вашими претензиями! Что вы все ко мне прилипли?»
- Фамилия у вас такая. Вас еще и модным писателем считают – вы с этим согласны?
- Это понятие в России отчасти даже нелепое. В стране, где 70% населения вообще никаких книг не читает, заявлять, что писатель может быть модным – по сути, моветон. Да, я продаю по 50-70 тысяч экземпляров каждой своей книги, мои коллеги продают по 5-10 тысяч. Ну какая это мода, если раньше тираж мог быть полмиллиона, миллион, три миллиона экземпляров, а сейчас в десятки и сотни раз меньше?
Для читающей публики я, наверное, модный писатель. Да, я появляюсь в «глянце» и на обложках журналов несколько раз в год, что очень редко для писателей: кроме Сорокина, Пелевина и Лимонова больше я никого и не знаю. Да, когда я приезжаю в какой-то город страны, то могу собрать 20-30 человек, а может быть 150. Но если приедет телеведущий Владимир Соловьев, то он соберет зал, а Малахов соберет стадион, а Ксения Собчак соберет три стадиона. Это ведь несопоставимые вещи.
- А как вы сами объясняете свой успех у читающей публики? Вы его ожидали, когда начинали писать?
- Нет, я вообще ничего не ожидал, но постепенно шаг за шагом себе планку поднимаю. Раньше я ориентировался на то, что у меня будут одна книжка и какие-то читатели, потом я решил стать первым писателем в своем поколении, затем мне захотелось быть первым писателем среди всех поколений. И вот я себе постепенно планочку поднимаю и до самой верхней планки еще не дошел – Улицкая и Пелевин все-таки популярнее, чем я.
На каких-то писателей я смотрю и думаю, что того я обставил, а вот этого объехал, но это моя работа и я должен продавать книги. Пишу я, конечно, от души и абсолютно честно, но когда занимаюсь продвижением своих книг,
то делаю я это как работник.
У меня должны покупать книги, потому что я с этого имею мандарины на столе для своих детей – простая связь.
А читают меня люди потому, что появился я в то время, когда такие базовые понятия, как «родина», «честь», «семья», «любовь», были осмеяны, и говорить о таких вещах стало признаком дурного тона. Вокруг один только постмодерн,
и любое слово произносится с ухмылкой. Но есть люди, истосковавшиеся по вменяемым, правильным вещам, за которые человек готов отвечать собой и проживать то, о чем он пишет. И наконец-то появился человек, который не стесняется сказать, что он любит свою родину, свою жену и своих детей, и что мы кое-чем обязаны поколению прошлому и поколению будущему.
Да и потом, я пишу хорошо, люблю литературу и умею пользоваться языком.
- А вы сами в восторге иногда вскакиваете от того, что написали?
- Нет, не вскакиваю. Но когда книга завершена, я ее перечитываю и испытываю полтора-два часа удовольствия, хожу с внутренней щекоткой и думаю: «Ай, хорошо! Ай, получилось!». Потом, правда, это проходит и надо новую книжку начинать, и опять терзания. Она ведь тянет и нудит внутри, что надо ее закончить. Кажется, что закончишь книгу и там будет свобода, но эту книгу уже продал, денежки сейчас кончатся, надо следующую писать.
- В вашей новой книге есть совсем нетипичная повесть «Допрос»: главный герой там – интеллигентный мальчик, насилия не видавший и пороха не понюхавший. Он у вас откуда вообще появился?
- Честно скажу, ко мне однажды подошел известный российский режиссер и предложил написать текст по определенной ситуации, а он из этого постарается снять кино. Все выросло из сцены, когда двух молодых людей забирают в милицию и требуют признаться в убийстве, которого они не совершали, и что происходит дальше. И я погрузился совершенно в другую тему, которая мне не нравится, она мне не родственна,
и придумал героев, с которыми я даже не дружу.
- А как вы относитесь к герою-милиционеру, который главного героя допрашивает и избивает бутылкой по лицу? Говорит он, между прочим, вашими словами.
- Ну уж не до такой степени я на этого милиционера похож, и вообще, я этого героя ненавижу. И бутылкой по лицу я никого не бил. Не могу согласиться с тем, что он говорит мои слова, скорее это злая пародия на самого себя и ряд своих героев. Я с пониманием и сердечностью отношусь к главному герою Новикову (задержанному) и не разделяю отношение к нему этого «мусора». Хотя некоторые девушки из числа российских критиков взъелись на меня и стали писать, что Прилепин убивает хлюпиков, истребляет очкариков и получает от этого удовольствие. Так вот, там совершенно этого нет: я не призываю истреблять очкариков, от них вообще-то будущее страны зависит.
- Сейчас вышел английский перевод вашей книжки «Грех». Как вы оцениваете свои шансы на англоязычном книжном рынке?
- Скептически оцениваю. Во-первых, английский рынок самодостаточный, да и к России здесь относятся как к политически третьесортной стране, по разряду ниже многих латиноамериканских и африканских стран. Раньше Советский Союз вызывал раздражение и любопытство, а у кого-то даже уважение. И постоянно существовала экспансия: военная, политическая и, в том числе, культурная, а переводили тогда не только антисоветскую литературу, но и советскую – это было нормально на книжном рынке. Сейчас антисоветская литература всем уже надоела, а реальное описание жизни в России тоже не слишком интересно. Ну, Путин и Путин, что здесь такого интересного? Англия потеряла к этому интерес, а то, что у нас пишутся хорошие книжки о важных, смешных, любопытных вещах, – так у них, может, и своего такого товара полно! Поэтому я не очень уверен, что все это по-лучится, хотя в Польше и во Франции мои книги расходятся хорошо.
- Вернемся к моде: как вы отнеслись к тому, что протесты в какой-то момент стали модными?
- С отвращением. Еще за год до этого я имел опыт общения с Ксенией Собчак, и она кричала, что люди, которые находятся сегодня у власти, пришли сюда всерьез и надолго, а вы просто лентяи и негодяи, которые валяются на диване. А потом она объявляется на митингах и становится знаменем свободы. До этого я к Ксении относился с каким-то затаенным уважением: да, она раздражающая фигура, да, она занимает непопулярную точку зрения, но она может ее навязать. А оказалось, что она просто трендовая девка.
И там кроме нее таких персонажей огромное количество. Позавчера еще изо всех сил поддерживали нынешний строй, а теперь по старой своей привычке они приватизировали оппозицию, как раньше занимались приватизаций заводов и фабрик, потом приватизацией исторической правоты. Вот и сейчас они своими умелыми локотками отдавили всех реальных оппозиционеров, вышли на трибуну, стали самоуслаждаться и в итоге «слили» всю эту историю. На меня это навевает тоску и злобу.
- А вы почему сами на трибуну не выходили?
- Во-первых, я вышел и всех призывал выйти на Площадь Революции. Там сначала было заявлено только четыре человека: я, Немцов, Быков и Чирикова, и газеты называли только наши имена, потому что остальные люди боялись, что будет разгон и беспредел – никаких гламурных персонажей там еще не было. Потом выяснилось, что полиция может ко всем дружелюбно относиться, и можно там спокойно стоять – и к трибуне выстроилась очередь из 250 человек.
Я и сказал, что не буду участвовать в этой истории и бороться за то, чтобы получить на минуту микрофон.
Выступающие на митингах кричали, что мы теперь построим другую страну, и не надо нам никаких провокаций. Политолог Дмитрий Орешкин говорил, что главное – не сорваться с резьбы, не нужен нам Лимонов с его сабелькой. Вот и сидите теперь на своей резьбе еще 12 лет.
- Вам не кажется, что главная проблема в том, что русские смотрят на англичан (или другую европейскую нацию), восхищаются их государственным устройством и хотят у себя что-то похожее построить за одну ночь, но забывают, что здесь эта система выстраивалась веками? Англию часто сравнивают с ухоженным зеленым газоном, который поливали сто лет. А русские хотят сегодня выйти на площадь, а завтра проснуться в другой стране без коррупции.
- Я так не думаю. Во-первых, у меня нет ста лет, чтобы выращивать этот газон, и я хочу нужные мне вещи получать немедленно. Да и не думаю я, что в Англии такая тихая и ровная история: много и в английской истории было всевозможных эксцессов и крови, и насилия, и различных политических пертурбаций. Не надо все это сводить к зеленому газону и пасторальной картине.
В России, конечно, немного другая история, но там точно нет ста лет, чтобы приводить газон в порядок. Довод про газон принадлежит людям, которые сейчас имеют всю полноту власти. Они льют свою нефть, пилят эту газовую трубу, занимаются распределением финансовых доходов и говорят: «Ребята, не торопитесь, все в порядке. Будем эволюционно, шаг за шагом, развиваться». Они вывозят миллиарды долларов из страны и предлагают нам развиваться эволюционно, когда в России настоящая демографическая катастрофа! В России ежегодно исчезает 700-800 тысяч человек – это огромный город. 30 лет пройдет, и наше население будет жалкой кучкой, когда пограничников не хватит на каждые два километра ставить.
- Значит, вы не согласны с Леонидом Парфеновым, который говорил, что лимит на революцию исчерпан?
- Это фраза, которая вообще ничего не значит. Почему эти же люди так не рассуждали в 1991 году и не говорили, что была уже революция в феврале и октябре, и зачем все это? Нет, они говорили, что так больше жить нельзя, и давайте разнесем в клочья этот Союз. Какого черта теперь, ког-да у них что-то получилось и они что-то имеют, эти люди говорят: «Все, теперь лимит»? Идите в ж... со своим лимитом, нет никакого лимита и не было. Я ненавижу все эти ярлычковые фразы.
- В мае Путин снова станет президентом. Что делать?
- Надо создавать новую политическую организацию. Я бы, конечно, хотел, чтобы это было левоконсервативная партия, но, скорее всего, это будет праволиберальная партия Алексея Навального, и я ему желаю всяческих успехов.
- Как вы думаете, чего ждать от власти дальше? Оттепели, закручивания гаек?
- Не будет никакой оттепели, закручивания гаек тоже не будет. Все будет так же, как было двенадцать лет до этого, потому что вся эта система распила денег уже давно отработана, и они будут и дальше пилить, пилить и пилить...
Мы бы еще долго разговаривали, однако в этот момент к Прилепину подошел какой-то его товарищ и между ними произошел диалог следующего содержания:
- Пойдем, выпьем?
- Что, сейчас?
- Ага.
- Пошли!
На этом интервью закончилось.
Юлия Юзефович, "Англия"