И сдать макулатуру

Как стать писателем

Мы попросили состоявшихся литераторов ответить на девять вопросов, волнующих без сомнения всех начинающих авторов. Судя по остроте высказываний, оказалось, что для многих – эта тема больная.

Вопросы пронумерованы. Следите за цифрами.

1. Каким образом вы устраивали в издательство свою первую рукопись? Сколько времени вам понадобилось на это? Что это была за книга? И сколько составил первый гонорар?

2. Что нужно предпринять начинающему автору, чтобы его рукопись издали?

3. Про что нужно писать, чтобы издательства захотели вас издать? Что сейчас (жанр, объем, стиль) больше всего интересует издательства?

4. В какие издательства лучше обращаться?

5. Можно ли издаться без знакомств и связей в издательском мире?

6. Есть ли смысл издавать свою книгу за свои же деньги?

7. Существуют ли хорошие издатели? Кто такой – хороший издатель?

8. Что нужно учитывать при заключении первого договора? В каких моментах может крыться основное наеб..лово?

9. Что бы вы издавали сами, будь вы на месте издателей?

ЗАХАР ПРИЛЕПИН:

1. Я послал по электронной почте свой первый роман «Патологии» в «ОГИ». То есть, я больше никуда и не отправлял свой текст – просто видя, что «ОГИ» издают молодых авторов – к ним первым делом и направил стопы. Они написали ответ, что готовы публиковать и заплатят 15 тысяч рублей. Это был 2003 год. Я сказал: 15 тысяч – мало. В итоге, я продал роман в издательство «Андреевский флаг» за полторы тысячи долларов. 45 тысяч рублей. Для меня это тогда были – деньги. «Андреевский флаг» в те годы как раз издавал «патриотическую» линейку – и я, опять же, понимал, почему обращаюсь именно к ним. Я знаю, что до сих пор начинающим авторам либо не платят вообще, либо дают тысячу долларов и забирают все права. У меня изначально была позиция: свои книги продавать только за деньги, а правами с издателями делиться очень выборочно. Этим нехитрым принципам я и следую по сей день, и продаю каждую новую книгу дороже предыдущей.

2. Нужно понимать, где твои тексты могут быть интересны, а где нет. То есть разбираться в литературной ситуации, читать журналы – благо, многие из них есть в сети, читать все литературные издания – их, опять же, можно перечесть на пальцах одной руки: «Литературная газета», «Литературная Россия» и «День Литературы». Понимать, что происходит в издательском мире – чем отличаются «АСТ» и «ЭКСМО» от «Ад Маргинем», какие издательства выпускают фантастику, какие нон-фикшн и т.д. Если литературный мир более-менее понятен – не нужно будет стучаться сразу в сто дверей, а выбрать те двери, где вас, вполне возможно, давно уже ждут.

3. Издательства интересуют хорошие книги. Нет никаких выигрышных жанров. Шедевральная книжка хоть в жанре биографическом, хоть в автобиографическом, хоть в реалистическом, хоть в фантастическом – найдёт себе издателя. Другой вопрос, что, да, поэзия крупных издателей не интересует совсем, а в жанре рассказа позволяют себе работать только успешные авторы. Поэтому начинать лучше с больших вещей. И писать о том, что знаешь, что понимаешь, что, быть может, любишь или, напротив, неистово ненавидишь.

4. В те, которые издают книги стилистически или тематически схожие с тем текстом, что написали вы.

5. Большинство известных мне литературных карьер именно так и сложились. Я все свои тексты отправлял по электронной почте из Нижнего в Москву. Иногда подолгу ждал ответов. В любом случае, знакомства у меня появились, когда меня стали приглашать на вручение мне тех или иных премий. Я вам страшную вещь скажу: никакие знакомства и связи не сделают вам литературного имени. Издать книгу по знакомству – то же самое, что сказать издателю: слушай, а дай мне 5 тысяч долларов без отдачи? Он скажет в ответ: старик, мы, конечно, знакомцы – но это, знаешь, мне как-то не по карману. Издатели издают только то, что, по их мнению, будет продаваться. Знакомства тут совершенно не при чём.

6. Минимальный. Можно, быть может, издать свои стихи – если уж очень хочется подержать свою книжку в руках. И самому же её раздарить друзьям. А вообще – ну, издашь – и будет она дома лежать. В сеть распространения её всё равно ведь не засунешь никак. Рецензировать её тоже, скорей всего, никто никогда не будет. Всё-таки нынешний самиздат в 999 случаях из 1000 – это признак графомании. Так что решайте сами. Я бы не стал никогда издавать свои книги сам. Я лучше детям мандаринов куплю.

7. Ну, есть мастера своего дела. Великолепный издатель – хотя, тут точнее сказать «редактор» – Елена Шубина (это «Астрель»). Отличные ребята – мои товарищи – Александр Иванов и Михаил Котомин (это «Ад Маргинем»). Умнейший человек Павел Крусанов (это «Лимбус»). Но вообще хороший человек – это, как известно, не профессия. Издатели занимаются, в конечном итоге, бизнесом, а не просветительством или благотворительностью. Но это вовсе не означает, что издавать все будут только Маринину. Маринину, в конце концов, издателю надо купить для начала – она ж тоже стоит ой как много денег. Поэтому есть издатели, которые издают и социальную прозу, и философскую, и собственно философию, и даже поэзию. То есть, люди, которые оперируют тиражами от 2 до 5 тысяч – и умеют извлекать из этого выгоду. Для того, чтобы найти своего издателя, повторяю я ещё раз, надо понимать, что происходит в литературном мире. Что до меня, то мой хороший издатель – это который много платит и хорошо распространяет мои книжки.

8. Там много всяких моментов – но обычно договоры пишутся на русском языке, и всё, что тебе предлагают – можно прочитать и понять любому вменяемому человеку. Я не продаю киноправа и права на переводы, например. Потому что это приносит иногда большие деньги. А продашь – и эти деньги достанутся не тебе.

9. Линейка современной русской прозы более-менее представлена, насколько я вижу. Я бы издал всего Олега Ермакова и всего Александра Терехова – это очень сильные русские писатели. Я бы переиздал «Пирамиду» Леонида Леонова, потому что Леонов гений, а «Пирамиду» не переиздавали почти 20 лет. Я бы издавал хорошую поэзию – её тоже много. Быть может, в антологиях. Я люблю составлять антологии. Вот только на днях завершил «Антологию нижегородской поэзии» нулевых годов. Прекрасная книжища получилась. Я очень доволен своей работой. Сделал это совершенно бесплатно, из чистой любви к искусству.

34 MULTIMEDIA MAGAZINE - 2011-02-08