АПОСТРОФ
Захар Прилепин. «Грех». Сборник рассказов. М. Вагриус. 2008
Мне у Захара Прилепина нравится всё. В том числе и стихи, которые многие не желают воспринимать. А там — душа его. Его личные переживания, которые в прозу не помещаются. И о любви, и об Империи нашей. В прозе ему как бы стыдно говорить напрямую о любви к Родине. Вот он и пишет в стихах:
Для вас Империя смердит, а мы есть смерды
Империи, мы прах её и дым,
Мы соль её, и каждые два метра
Её Величества собою освятим.
Поразительно, самая жесткая проза, почти на грани чернухи, и при этом на каждом метре пространства освящение её, Родины своей, дома своего, друзей и близких своих. Грешный поневоле, а святой как бы изначально. Может, из таких, как Захар Прилепин, в давние времена и уходили в монастыри — Соловецкий, Валаамский, Трифоно-Печенгский, Аляскинский, на самые рубежи нашей Родины, и молясь и воюя за земли её. Сильный русский человек на грешной земле.
Я думаю, Захар Прилепин еще в самом начале пути, хотя иные из его сверстников уже и закончили свое литературное восхождение. Но кому многое дано, с того многое и спросится.
Он уже прожил жизнь воина, оставив за собой прекрасную фронтовую прозу. Он уже прошел путь революционера, и его «Санькя"еще долго будет поражать молодых писателей разных стран, вдохновляя их на подвиги.
Сейчас настала пора рассказов. Пусть и названа его последняя книга «Грех"романом в рассказах, это уже скорее дань нынешней тенденции. Кстати, для литературы вредной. Рассказчиков у нас талантливых гораздо меньше, чем романистов. После смерти Вячеслава Дёгтева почти и назвать некого. Разве что Эдуарда Лимонова, так ему обычно не до рассказов, пока в новую тюрьму не угодит, до рассказов руки не дойдут.
И потому обращение Захара Прилепина к рассказам и маленьким повестям, таким как «Сержант», «Шесть сигарет и так далее», «Грех"считаю проявлением высшей зрелости художника. Обратите внимание, как плавно и органично переходит он от темы детства к теме войны, от описания деревенской жизни того же жизнерадостного парня Славчука к уголовщине и беспределу девяностых годов, и далее к будням чеченской войны.
Казалось бы его герой погружается в самую жуть, работает могильщиком, вышибалой в ночном клубе, привычно нажимает на спусковой крючок, но живет в этом герое-беспредельшике всё тот же наивный деревенский парнишка, обожающий свою бабушку, и упивающийся сочным арбузом. Недаром читатели «Дня литературы», где был опубликован его чудный рассказ «Бабушка, осы и арбуз», напрямую связывали Захара Прилепина с русской классической традицией.
Он везде, в самых трагических ситуациях, не забывает о чуде жизни, о радости от самого ощущения жизни. Он любит сильного героя, потому что и сам принадлежит к породе сильных людей, но нет в нем ни ницшеанства, ни излишнего нарциссизма, в чем Прилепина уже успели обвинить. Да и о себе ли пишет автор? Хоть и зовут героя иных его рассказов Захарка, хоть и повторяют некоторые жизненные коллизии его собственные, но, думаю, характер его творчества совсем иной, чем у того же Эдуарда Лимонова, сначала творящего свою жизнь, а потом грубыми резкими красками описывающего её. Нет, скорее я вспомню «Севастопольские рассказы"Льва Толстого, или же фронтовую прозу раннего Василя Быкова. Да и в деревенском детстве героев прилепинских рассказов явно видны скорее солоухинско-беловские нежели аксеновские интонации. В этом тоже заметно и мужество его героев, и мужество самого автора, как ни кидай его судьба, как ни доказывай силу зла, а вера не покидает героев ни в детстве, ни в зрелости, и добро по-прежнему торжествует.
Вот почему не замеченная либеральными критиками тема Родины, как важнейшего и всеобъемлющего понятия, всегда важна для самого писателя и его героев. Эта тема и ведет его в политику, взывает к радикальным решениям. Не потому, что он такой уж экстремал, а потому, что нельзя терпеть свою любимую Родину в нынешнем растерзанном виде. «Я ведь тоже люблю Родину, — думает Сержант, глядя в темноту и спотыкаясь. — Я страшно люблю свою землю. Я жутко и безнравственно её люблю, ничего… не жалея… Унижаясь и унижая… Но то, что расползается у меня под ногами, — разве моя земля? Родина моя? Куда дели её, вы…»
Сразу вспоминается летовская песня о Родине, я его в свое время неплохо знал, и вижу, они в чем-то похожи. Экстремалы и радикалы, современные лидеры, говорящие языком сегодняшнего, а то и завтрашнего дня. И при этом безнадежные романтики, преданные своей Родине — России.
Думаю, не случайно, при сложном выборе лауреатов знаменитой толстовской премии «Ясная поляна"победу одержал явный лидер молодой русской прозы, такой же неуправляемый, как и великий владелец «Ясной поляны», кстати, также рано и ярко заявивший о себе «Севастопольскими рассказами», Захар Прилепин.
Он уже сейчас обрастает слухами и легендами, мифами и небылицами, он не боится никакого труда, он — верный семьянин, окруженный детьми, любящий свою Родину и свое государство талантливейший мастер русского слова. Уверен, его не сломает и слава, и из всех своих Америк и Франций, он возвращается даже не в Москву, а в нижегородскую глушь, дабы продолжать кропотливо писать и описывать нашу русскую действительность, а даст Бог, наш православный Бог, в которого Захар верит, сумеет своим словом и своим делом повлиять на наше общество.
Которое уже ждет своих новых литературных наставников.
Захар Прилепин — верный Смерд Русской Империи, и не стыдится этого. Как не стыдились, к примеру, японские самураи своего служения. Как не стыдились своей присяги царю русские дворяне. Как не стыдился своего служения русскому народу Лев Николаевич Толстой.