Лирика жести
Попытка говорить начистоту о жизни и смерти, любви и дружбе всегда вызывает поток ироничных ухмылок и шквал нападок. Но читая «Грех» вздрогнет даже самый непробиваемый циник.
Биографии автора позавидовал бы сам Эрнест Хемингуэй: филфак университета, служба омоновцем в Чечне, членство в запрещенной национал-большевистской партии. Не менее ярка и фантастична его творческая карьера. Ещё три года назад имя этого автора широкой публике не говорило ровным счетом ни о чем. Зато сегодня Захара Прилепина, финалиста «Русского Букера» прошлого года и дважды финалиста премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006) уже линчуют и превозносят критики самых разнообразных СМИ. При этом писателю чуть за тридцать.
Формула же столь ошеломляющего успеха очевидна: богатый жизненный опыт + имидж + талант. Последнее слагаемое легче всего обнаруживается в «Грехе», сборнике рассказов и стихов, смело названном «романом». Если «Патологии», первая книга, прославившая Прилепина, повествует о чеченской войне, а нашумевший роман «Санькя» посвящен юному бунтарю-экстремисту, то герои «Греха» — это молодые обыватели с лирическим отношением к жизни. Клубный вышибала, грузчик, могильщик, журналист-неудачник — все персонажи книги обладают повышенной чувствительностью к мерзостям окружающего мира. Они не потеряли способность размышлять и сострадать. Поэтому им постоянно приходится делать мучительный моральный выбор между грязью и совестью. И по «шкале человечности» каждый из этих задумчивых, почти сказочных чудаков набрал бы сотню «единиц-донкихотов». Даже тот грех, который чуть не совершил герой заглавного рассказа, хотя и зловещ, но как-то наивен и трогателен. Сюжеты незатейливых историй, собранных в книге, естественны и открыты — никаких интеллектуальных ребусов и стилистических игр. Несмотря на то что лирика Прилепина обладает четкостью армейского устава, оторваться от «Греха» непросто. Автор легко овладевает вниманием и настроением читателя, превращая рассказ в непринужденный, доверительный разговор. Главная заслуга Захара Прилепина — умение ясно разделять «черное» и «белое», не забывая при этом о полутонах. Что для молодой российской литературы — большая редкость.