Лучшие мужчины — это женщины

Словосочетание «женская проза» встречается сплошь и рядом — обычно как синоним слезливо-глянцевой мелодрамы. А вот про «мужскую прозу» почти не слышно, хотя она, без сомнения, существует.

Одним из самых мужских литературных жанров является фантастика. Мужчины ведь так и норовят сбежать от реальности с ее многочисленными проблемами куда подальше — лучше всего в другую галактику. И фантастика предоставляет им для этого прекрасную возможность.

Вот и герой новой книги Сергея Лукьяненко «Чистовик» свободно перемещается по разным мирам — Земля-ноль, Аркан (или Земля-один) и т. д. Хотя в прошлом Кирилл — обычный человек, столичный студент-недоучка, «приказчик в компьютерной лавке». Впрочем, завидовать ему не стоит: все произошло помимо его воли. Однажды некие высшие силы просто-напросто стерли Кирилла из жизни (в буквальном смысле: о нем забыли все друзья и родные) и назначили таможенником-функционалом на границе миров. Каждый функционал привязан к месту службы своеобразным «поводком», обрыв которого чреват потерей сверхчеловеческих способностей (например, возможностью долго не стареть). Но Кирилл, наплевав на заманчивое долголетие, обрывает «поводок» по принципу «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Он поднимает бунт против загадочного Аркана, обитатели которого «умеют превращать обычных людей в функционалов. Выдернули нужного человека из жизни, превратили в функционала — вот мир и изменился». За Кириллом, естественно, начинается охота. Кирилл, естественно, спасается, скача по разным мирам, многие из которых напоминают нашу Землю не то в прошлом, не то в будущем…

В итоге все будет хорошо: герой отстоит свое «право быть собой» и вернется в земную жизнь. Мужчины же, как дети, любят сказки с хорошим концом. Особенно если их автор — Лукьяненко, который уже не просто писатель, а настоящий бренд. И что бы он ни сочинил, читать все равно будут: не зря говорят, что сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Если же «Чистовик» попадет в руки человеку, с творчеством этого автора не знакомого, ему придется сначала купить лукьяненковский «Черновик», где и начинается история Кирилла.

***

Захар Прилепин, несмотря на молодость (ему тридцать с небольшим), тоже человек в литературе известный. Он был финалистом премий «Национальный бестселлер» и «Русский Букер», а его роман «Санькя» недавно получил премию Льва Толстого «Ясная Поляна» в номинации «XXI век. Яркое произведение современной прозы». Литературовед Игорь Золотусский на вручении награды отметил, что, читая Прилепина, «сразу почувствовал твердое, крепкое мужское перо». Действительно, его проза отличается мужественностью и брутальностью. Вот и герой его нового романа в рассказах «Грех» занимается самыми что ни на есть мужскими делами, работая то грузчиком, то могильщиком, то вышибалой в ночном клубе, то воюя в Чечне. Однако Прилепину важнее не рельеф мышц и ширина плеч персонажа, а его душа — нежная и удивительная. Жизнь поворачивается к Захарке (так зовут героя) не самыми радужными сторонами, его взгляд замечает и грязь, и бессмысленную жестокость: соседка по дому натравливает собаку на беспомощного щенка, сосед по подъезду плюет в детскую коляску, приятель выбрасывает в окно котенка…

Но есть в мире и другое, что позволяет противостоять людской мерзости и верить, что «счастья будет все больше»: «Я не думаю о бренности бытия, я не плакал уже семь лет — ровно с той минуты, как моя единственная сказала мне, что любит, любит меня и будет моей женой. С тех пор я не нашел ни одной причины для слез, а смеюсь очень часто и еще чаще улыбаюсь посередь улицы — своим мыслям, своим любимым, которые легко выстукивают в три сердца мелодию моего счастья. И я глажу милую по спинке, а детей по головам, и еще глажу свои небритые щеки, и ладони мои теплы, а за окном снег и весна, снег и зима, снег и осень. Это моя Родина, и в ней живем мы».

Порой автору тесно в рамках прозы, и он переходит на стихи. Хотя Прилепин-поэт гораздо слабее Прилепина-прозаика — так стихотворение «Концерт» представляет собой восторженно-пафосно-банальную невнятицу: «В полночный зной в кафе у Иордана/ смешалось все. Коктейль не остужал./ Лица касался вдохновенный жар:/ мягка волна взрывная, как сметана./ Дрожит висок. Куда нам наступать? / Восток разрознен. Всюду рубежи./ Смешалось все. И жалок автомат./ Мозг ужасом раздавлен, как томат./ О, позвоночник мой, тебя не убежишь!..»

***

Однако мужскую прозу пишут не только мужчины. Марина Юденич выпустила роман с кратким, но емким названием «Нефть». В интервью в конце книги автор называет свое произведение «творчески переработанным репортажем, моим собственным видением того, на краю какой пропасти — экономической, во-первых, но и политической, во-вторых, — оказалась Россия как страна, обладающая огромными запасами нефти и газа, на рубеже веков».

Среди героев «Нефти» — наши и американские политики, олигархи, ученые, аналитики… Словом, «большие люди», которые вершат судьбу мира. А судьба его во многом зависит от того, кто окажется хозяином «черного золота», — «как известно, мировая экономика напрямую зависит от энергоресурсов, и в первую очередь от нефти». Поэтому борьба за нефть перерастает в войны — пока что локальные, но России надо быть начеку. И иметь в виду, что аналитик Стив Гарднер, состоящий на службе у правительства США, а точнее — Совета национальной безопасности, уже открыл в компьютере секретную папку «Нефть», содержащую три раздела — «Альтернативы», «Ближний Восток», «Россия». В ход пойдет все — и подкуп, и шантаж, и прочие гнусности со стороны заокеанских деятелей.

Чтобы разобраться в подноготной «нефтевойн» и хитросплетениях большой политики, нужно иметь острый и ясный мужской ум. Так ведь и Марина Юденич — не просто писательница, плетущая очередное дамское литрукоделие, но и политтехнолог, юрист и психолог. А когда-то даже занимала пост руководителя пресс-службы президента Ельцина.

Книги для настоящих мужчин. Хотя поэт Евгений Евтушенко давным-давно заметил, что «лучшие мужчины — это женщины».

Благодарим Торговый Дом книги «Москва» (ул. Тверская, дом 8) за предоставленные книги.

Рычкова Ольга
«Труд» № 194, 24.10.2007