Захар Прилепин. «Грех»

Книжка слеплена из разномастных рассказов и даже немножко стихов, объединена одним героем, Захаркой, и называется романом. Получившаяся в результате импрессионистская картина откровенно мачистского толка взяла в прошлом году премию «Нацбест». Прилепин тогда считал «Грех» лучшей из своих книг, романом обо всем, местом, где собрано то, что он, Прилепин, может сказать о жизни. Наверное, и сейчас считает.

«Грех» – это о любви, как ее понимает автор. Это история взросления, определений и называния; главный герой, как Адам, нарекает имена тому, что видит. Это – мама, это – я, это – родина моя. А как еще вроде бы рассказывать о жизни, если не через парнишку, которому, хочешь не хочешь, приходится отделять зерна от плевел, определять, что хорошо и что плохо, как поступать правильно и как нет. Расставаться с иллюзиями, пить водку, вожделеть двоюродную сестру, хоронить друзей, бить морды, стрелять. Смотреть на щенков, умиляться детям, вспоминать Бога, защищать слабых от злобного мира вокруг. Размышлять о судьбах страны. Иметь принципы. Быть эдаким героем.

Понятно, почему бритоголовые мальчишки в тяжелых ботинках почитают «Грех» за самую правдивую на свете книгу. Понятно, почему так привлекательна эта жесткая романтика, понятно, почему «Нацбест». В «Грехе» все четко, все ясно, все разложено по полочкам, все уже придумано и описано «сочным» русским языком. Белое – тут. Черное – там. Компромиссам отказать. Нежничать можно, но когда никто не видит. Кому не нравится – в челюсть.

А что? Такая вот любовь у людей.

Тина Канделаки, телеведущая:

– Я в большом идеологическом конфликте с Прилепиным по поводу романа «Санькя», я не согласна с позицией главного героя. Но сама эта вещь заставила меня прочитать другие его книги. И те, где идеологического подтекста меньше, а больше лирики, мне нравятся. Проза тонкая, он очень красиво пишет.

Дина Аркадина, Russianews.ru - 23 июля 2009 г.