Третий роман «лирика-людоеда»

Таких, как Захар Прилепин, девочки боятся встретить на улице в темной подворотне, а мальчики тоже боятся, потому что такие всегда могут, если что, дать сдачи. Теперь он уже раскрученный писатель.

Филолог по образованию и автор трех романов — «Патологии», «Санькя» и «Грех», теперь Прилепин широко цитируется, интервьюируется и имеет собственный портал в Сети.

Прилепина любят за его провинциальное происхождение и пролетарские вкусы, за подкупающую семейственность, лишенную мещанского самоупоения, за твердость характера, устоявшего перед чеченской войной, за сочетание этой твердости с простодушным лиризмом.

Мимо постмодерна

Правда, неизвестно, был бы успех Прилепина столь однозначным, если бы не накопилось столько посредственных произведений постмодерна.

Свою генеалогию Прилепин возводит к мэтрам советской классики (таким, как Леонид Леонов), бесхитростной прозе писателей-«деревенщиков» (Валентин Распутин), Гайто Газданову и Эдуарду Лимонову, которому он многим обязан как член НБП (впрочем, как нам сказали, нет такой партии).

Третья книга Прилепина, «Грех», рассказывает драматичные истории о простых людях: о заварушке в сельском ночном клубе, о щенках, похищенных бомжами у влюбленной парочки, о любви подростка к двоюродным сестрам, о том, как режут свинью.

Герой Прилепина грешен, и весьма грешен: он прошел огонь и воду, способен дать по морде, безобразно напиться и даже покривить душой.

На похоронах старушки он может сквернословить и смеяться, стащив вместе с друзьями бутылку водки.

На роль гробовщика он, далекий от гамлетовских раздумий, смотрит с улыбкой. Он легко находит язык с детьми, животными и женщинами, оставаясь немногословно-брутальным.

Но благополучие и счастье оказываются дорого купленными, заработанными в поте лица. Правда, это для него обычное дело, мужской труд.

В одном рассказе описывается стычка героя с другом — интеллигентом, который называет его «лириком-людоедом» и «спортивным снобом», ставя под вопрос облик самого писателя.

Но Прилепин, кажется, все для себя решил: его путь будет прямым и честным, как подскажут совесть, сердце и партия.

По зубам ли ему настоящая драма, покажет время.

«Деловой Петербург», № 41 (2607), 07.03.2008