БРАТ‑3
Сборник «пацанских рассказов» Захара Прилепина «Ботинки, полные горячей водкой», вышел совсем недавно в московском издательстве «АСТ-Астрель».
Эту книгу я купил в те самые дни, когда наш город посетила могучая кучка писателей в рамках всероссийской акции «Литературный экспресс». Захар Прилепин — мой самый из них любимый и почитаемый. И не только потому, что он, как и я, ещё молод, а значит, свеж и горяч, и не потому, что успел послужить в Чечне, а значит, знает цену жизни и смерти, но и потому, что мне просто нравится стиль его прозы, чем-то напоминающий одновременно Хемингуэя и Лимонова. Короче, молодые меня поймут, а старикам читать Прилепина не рекомендую.
Некоторые рассказы из этой книги («Пацанский рассказ», «Славчук», «Б…ский рассказ») своей «крутизной» и эстетизацией маргинального мира напоминают фильмы «Брат» и «Брат-2», хотя есть в них и скрытый лиризм. Особенно же трогательны такие рассказы, как «Жилка», где тема любви звучит на фоне конспиративных метаний героя-радикала, за которым идёт охота. «Я жестокий, — бравирует герой. — Чёрствый и ледяной. И только одна жилка живёт и бьётся последней тёплой кровью».
Эта «жилка» любви, нежности и жалости бьётся и в других рассказах сборника — в ностальгическом «Герое рок-н-ролла», в брутальной «Собачатине» (привет Гришковцу!), в жёстком «Убийце и его маленьком друге» (суровая баллада о спецназовцах), в «чёрном» рассказе «Смертная деревня» (вот уж «страшилка»!) и особенно в завершающем книгу рассказе «Дочка», где автор прямо-таки изнемогает от любви и нежности к своим близким.
«Чтобы мужчина остался мужчиной и не превратился в постыдного мужика, он должен прощать жене всё, — поучает нас Захар Прилепин. — Чтобы женщина осталась женщиной и не превратилась в печальную бабу, она не вправе простить хоть что-нибудь, любую вину…»
А вообще-то к жене надо относиться как к дочке — потакать и жалеть! — и всё будет хорошо. К такому выводу приходит автор, и я с ним совершенно согласен.