Захар и его братья
Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы
Что можно сказать: еще одна книга Прилепина, еще одна инъекция здоровой витальности в рыхловатое, чего уж там, тело современной русской литературы. Заметно, что собиралась она с бору по сосенке, но, как ни странно, слабых, провисших мест тут меньше, чем в коронованном «Национальным бестселлером» «Грехе». Видимо, это отчасти определяется выбранным направлением — большинство рассказов действительно можно назвать пацанскими.
Вот ведь какая штука с Прилепиным — у него есть некоторое количество текстов, которые, грубо говоря, можно было бы и не писать; в то же время ни на один из них не жалко потраченного времени. Захара все чаще выручает уже не драйв, а наблюдательность, верно подмеченная деталь, плюс характерная авторская усмешка, этакая с добродушной хрипотцой интонация. Как в рассказе «Герой рок-н-ролла», который до времени буксует, кажется чересчур растянутым очерком, а в финале — ап: сценка с мальчишкой, собирающим зимой искусственный снег в бумажный кулек, точная реплика лирического героя «Не… здесь буду… парню вот помогу…», и текст пушисто расцветает. Лирический герой — это вторая точка опоры, позволяющая автору перемещать читателя от сюжета к сюжету, не сбиваясь с ноги. Прилепин в каком-то смысле сам себе материал, и «романная биография» тут объясняет далеко не все: счастливый темперамент, человеческую цельность никак нельзя сбрасывать со счетов. Но это-то как раз далеко не новость; новость в том, что мир вокруг авторского альтер-эго с каждой книжкой оказывается все более разнообразно заселен парой штрихов схваченными персонажами — пацанчиками, деревенской шпаной и дедами-бабками, девочками по вызову, писателями и рок-музыкантами.
Лучше всего у Прилепина, кстати, получаются так называемые простые люди — он их мало того что отлично чувствует, вдобавок испытывает к ним нежность; тут что-то не довлатовское, а скорее шукшинское сквозит.
Наталия Курчатова, «Эксперт» №38 (627)/29 сентября 2008