Буржуазия показала зубы
На поверку они оказались гнилыми
Если кто-то из таких, как я, наивных идеалистов, думал что, раз нынешнее российское общество нуждается в согласии, то новая буржуазия станет в обстановке кризиса, внешних и внутренних угроз, сговорчивее и гуманнее, то сильно ошибся. Последние высказывания президента "Альфа-Банка" Петра Авена, написавшего вовсе и не литературную, а очень даже политизированную рецензию на книгу Захара Прилепина «Санькя», а также поддержавшей его популярной телеведущей Тины Канделаки говорят о том, что уступать свои позиции новые буржуа не намерены и будут противодействовать попыткам покушения на их благополучие самым решительным образом. Сочинение Петра Авена даже назвали новым буржуазным манифестом. Богатые «объяснили» бедным, что к чему в этом мире, но сделали это отнюдь не примирительно, а весьма агрессивно. Однако агрессия эта скорее говорит о беспомощности буржуазии перед неожиданным наступлением классового врага на том участке фронта, где его появления никто не ожидал. В самом деле, кто же мог представить, что нацболы обзаведутся таким автором, который, прорвав своим талантом заслоны гламурного буржуазного мира, ворвется в него и своими текстами начнет трепать нервы представителям, казалось бы, нерушимого мира буржуазии? А еще при этом разъезжать на джипе, получать солидные роялти с продаж написанных книг, быть желанным гостем на телепрограммах и находиться в центре внимания ведущих литературных критиков. В голове буржуа все это не укладывается и его охватывает паника. Следствием паники и явилось появление статей указанных авторов. Мир прилепинского героя Саши Тишина, наполненный бедностью, социальной неустроенностью и отсутствием жизненных перспектив в буржуазном обществе, ранее существовал где-то далеко, возможно, в другом измерении. Буржуа знали о его существовании, но старались к нему не прикасаться, избегали общения с его представителями. Однако Прилепин побеспокоил благополучных буржуа, сам пришел к ним и занял в их мире выгодную позицию, продолжая обстреливать и колоть их штыком. Причем делает он это изящно и утонченно.
Рецензия Авена, как и статья Канделаки в «Известиях», являются не только выражением мыслей конкретных авторов, но и отражением особенности мировоззрения целой группы людей, к которой они принадлежат. А мировоззрение очень простое и до боли знакомое. Бедным становится тот, кто ленив, труслив и при этом амбициозен. Мир наш несовершенен, но что делать? Если человек будет работать, работать и работать, то всего в этой жизни добьется. Те же, кто не хочет трудиться так, как это делают люди из окружения Авена, - просто «лузеры», лишние, стоящие на пути поступательного развития общества. Авен, обвиняющий Прилепина в черно-белом видении мира, сам показывает, что его органы зрения не отличаются от собачьих. Ну кто из людей, находящихся сегодня в здравом уме (таких, правда, становится все меньше и меньше), может поверить в то, что в российском обществе существуют равные возможности для всех граждан, что упорный каждодневный труд является гарантией безбедного существования в будущем, что есть какие-то иные, кроме связей и денег, каналы социальной мобильности? Разве что Авен с Канделаки, но и они при этом будут выдавать желаемое за действительное. Так, дама с телевидения пишет: «есть бедные двух видов: бедные из группы "золушка" - я сама когда-то принадлежала к этой группе, и думается мне, что пара-тройка российских представителей списка "Форбс" тоже из наших; другая группа состоит из бедных рыбаков с женами-идиотками, которым даже золотая рыбка - она же лотерея, она же джек-пот в казино - богатства так и не принесла. Печальный опыт всех "случайных больших денег" заключается в том, что люди, не умеющие зарабатывать деньги, не умеют их тратить. А потому остаются бедными». Представьте себе эдакую обуржуазившуюся «золушку», которой когда-то повезло в жизни, и теперь она со знанием дела наставляет своих служанок: работайте усерднее и станете принцессами! Не представляете? Включите телеящик: она там играет с детьми в познавательные игры.
Самое главное, что, пожалуй, взволновало Авена, это то, что «уже не отдельный человек, а вся нация пытается быть «не как все». «Действительно, - пишет банкир, - нам-то («маргиналам» прилепинским) зачем эти скучные буржуазные ценности — чистые города, хорошие дороги, надежная медицина. У нас свой, «третий путь». Мы — «страна-мессия». Создается впечатление, что господа Авен и Канделаки живут в какой-то своей России, где сплоченное солидарное общество работает ради всеобщего благоденствия, не вступающего при этом в противоречие с индивидуальными интересами каждого человека. Возможно, такая Россия многим и грезится, но на карте мира ее сейчас нет.
Характерно стремление Авена и Ко к такому обустройству мира, в котором люди, и в особенности молодые, не только не пытались бы заниматься переустройством мира, но и не думали бы об этом, а были бы сосредоточены лишь на своей работе, будущем успехе и личных делах. При этом желательно, чтобы у них было как можно меньше свободного времени, чтобы не дай Бог, они не стали задумываться о несправедливости существующего порядка вещей. К несчастью, подавляющее большинство молодых людей уже приняли правила буржуазной игры. Главная беда и вина молодых заключается вовсе не в их порочности (секс, наркотики, алкоголь и т.д.), а в их холодном рационализме и практичности. Все, что не дает практической материальной отдачи – ненужный хлам. Основные жизненные приоритеты – материальное благополучие, карьерный рост, максимум секса. Заработать большое количество денег, получить как можно больше кайфа и спокойно умереть в своей постели. А тот, кто не принимает подобный порядок – неудачник и лох. Такое представление о жизни прочно вошло в массовое сознание. А созданный Прилепиным образ молодого революционера Саши Тишина, нашедший понимание у мыслящей читательской аудитории, разрушает привычные стереотипы, а следовательно, напрямую угрожает миру новой буржуазии.
Авен, который, видимо, сколотил свое состояние надраивая в молодости машины других успешных и откладывая по копеечке в день, не испытывает чувства вины перед обществом. «А мы — я, во всяком случае — ничего ни у кого не крали. И, извиняюсь за штамп, создаем тысячи рабочих мест. И стипендии платим — в том числе будущим инженерам. И оправдываться нам-то как раз не за что. Я вот если и чувствую какую-то вину за свою лучшую жизнь — так только перед старыми и больными. Теми, кто не может. А те, кто не хочет, на мой взгляд, должны оправдываться передо мной». Наверное, и он, и Тина Канделаки, приходя в супермаркет и выкладывая на кассе месячную (а то и больше) зарплату учителя, врача и даже продавца этого же магазина, в самом деле не понимает, почему это он должен чувствовать при этом какую-то вину или просто неловкость. Ну какое, скажите на милость, усердие, какое трудолюбие поможет людям упомянутых специальностей добиться в нынешней России того же успеха, которого добился господин Авен? А если им нравится их работа и они не хотят (да и не могут) переквалифицироваться в банкиров, коммерсантов и звезд шоу-бизнеса?
Когда в далеком 1917-ом грянула революция, стало неважно, хорошим ли был барин до потрясений или плохим, уважаемым ли был офицер или презирающим голытьбу, из которой состояли его солдаты и матросы, добрым был священник или прохиндеем в рясе. Всех их постигла одинаковая участь, потому что принадлежали к одному правящему классу. Их высокомерный снобизм, непонимание и презрение по отношению к собственному народу сыграли с ними злую шутку. Не опасается ли этого сегодня господин Авен иже с ним? Пытается открыть пасть и укусить, но не получается, потому как зубы то все гнилые, хоть и с золотыми коронками.
Александр Токарев, Лимонка - 2008-10-23