Впечатление о рассказе Захара Прилепина «Лес»
«Лес». Много многоточий
Вчера где-то между уже закончившейся и ещё не скаченной на телефон главами «Братьев Карамазовых» я вслушалась в «Лес»…
Подумать только, я хотела удалить этот небольшой рассказ, посчитав, что ничего нового мне здесь не откроется! Я ждала от этого автора минимум нового романа, а уж никак не рассказа, я думала, что будет о том, что уже я слышала в его рассказах, но нет… Это было прекрасно.
А ведь писать хорошие рассказы надо уметь… Да и вообще писать надо уметь. Или не писать вовсе. Вот тут вот человек умеет…
И с каким же удовольствием окунаешься в эти тонкие описания эмоций и чувств, которые порой и уловить-то сложно, не то, что описать! Как это человеку удаётся?! Его слова становятся осязаемыми, их не просто слышишь, их проживаешь. Это настоящей литературный кайф.
Что же до сюжета, то он прост — это воспоминания, небольшая история из прошлого. И после этой истории мне дико захотелось сейчас же, немедленно побежать и обнять своих родителей, сказать, как сильно я их люблю… пока это ещё возможно…
Ах, да, и это снова Прилепин…
Трудно начать письмо, первая попытка в моей жизни обратиться к писателю. Не скрою, что читал многие Ваши произведения, но хотел бы поговорить о рассказе «Лес». Воспринял его как Ваше посвящение своему отцу, своему детству. Поразительно, как Вам удалось передать все нюансы, все детали, все впечатления той поры устами мальчишки, ребенка лет восьми — десяти, как это сохранилось в Вашей памяти. Непостижимо! Ни на секунду не усомнился в правдивости повествования, которое такое пронзительное и чистое.
Никола Семенов сын предстает самодостаточным, сильным, решительным; человеком, которому подвластно практически все. Многие умения и навыки Николая, о которых говорится в рассказе, с моей точки зрения, выражаются в одной фразе — У отца были самые красивые руки в мире. — Здесь все: и любовь к отцу, и восхищение им, и безоговорочное доверие. Наверно, надо сказать о том, что имеет значение именно для меня — главный герой рассказа так похож на моего отца — директора школы, учителя географии, шахматиста, музыканта, хорошего рисовальщика, печника, человека, знающего любую крестьянскую работу. Да и выпить он любил, чего уж тут, правда, большую часть жизни прожил в деревне. Но вернусь к рассказу «Лес».
Друг отца — Корин выписан короткими мазками, но такими сочными, просто физически ощущаешь эти страшные вены на ногах, его сутулость и черную бороду. И бабушка Олега Маевича — прелесть, как хороша в своей отрешенности и старчестве! Браво автору! Простите, не могу удержаться.
Эпопея со сплавом по реке — зачаровывает описанием природы. — Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. Вода называлась Истье, а недалекая деревня — Истцы. Вокруг стоял просторный и приветливый в солнечном свете сосновый лес. Высокими остриями он стремился в небо. Если лечь на спину и смотреть вверх — промеж крон, — начнет казаться, что сосны вот-вот взлетят, вырвавшись из земли, и унесут в своих огромных корнях, как в когтях, целый материк. И меня на нем. — …
Вода в Истье была ласковой и смешливой. С высокого берега реки, неустанно подмываемые, то там, то здесь в воду ежегодно обрушивались накрененные и подсохшие дерева. Вонзившиеся в дно, тяжело лежали они — иногда чуть сдвигаемые весенним разливом, но с его окончанием вновь оседавшие — раскоряженные, черные, непросыхающие. Деревень вдоль реки не было. -
Конкретное, очень точное, очень личное в этих строках подвигло меня перечитать сразу после Вашего рассказа не «Бежин луг» И. С. Тургенева, не «Перевал» И. А. Бунина, а «Степь» А. П. Чехова, за это — отдельное спасибо. Позднее, пытаясь понять, почему именно данное произведение любимого мною автора всплыло в памяти, с удивлением обнаружил, что во всем творчестве А. П. Чехова нет рассказа с названием «Лес». Хотя он редактировал рассказ Короленко «Лес шумит». Что-то неуловимое, волнующее, созвучное в Вашей и чеховской работах, извините за сравнение.
Как хороши отношения тринадцатилетней племянницы Корина с окружающими. Городская фифочка в общении с дядей Колей (ее непреодолимое желание опустить слово дядя — блеск!), назидательное и отчасти пренебрежительное отношение к его сыну и ответная реакция мальчишки — то ли ревность к девочке из-за ее притязаний к его отцу, то ли непонятное, и растущее чувство взрослеющего пацаненка. Просто супер!
Меня, ровесника Путина, удивляет, как Вам удалось передать атмосферу сплава по реке на автомобильных покрышках. Я считал, что это было прекрасной порой моего детства, у нас с Вами разница в возрасте — на поколение, тем приятнее было вновь пережить такие далекие, такие дорогие эмоции. Повторюсь. Спасибо!
Отдельно об отношениях отца и сына в трудной жизненной ситуации, описанной Вами. Бредущие ночью по воде, леденящий холод, тревожные звуки, лес неприветливый и страшный. Испуганный мальчик и его проникновенное — Папа! — Поверьте мне — это дорогого стоит. Приезд взрослого сына к этой реке через года, его попытка вернуться в прошлое. (дважды в одну и ту же реку — не удавалось никому) — очень мощно!
А окончание рассказа,
— На берегу стоял мальчик в чужой, взрослой куртке, в свете луны было заметно, что голые ноги его усеяны комарами. Подбородок его был высоко поднят и тихо дрожал.
— Папа, — позвал он меня. –
как и многие строки этого замечательного произведения, я читал и перечитывал по нескольку раз (в одной из крайних Ваших опубликованных книг, Вы пишете, что художественную литературу — читали и зачитывались -). Что важно для меня отметить — читая, например, роман «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя могу после прочтения главы перечитать ее заново, могу отложить книгу на несколько дней и переживать отдельные сцены и только спустя какое-то время вновь вернуться к чтению. Ваш «Лес» читал в такой же манере, а потом поймал себя на том, что читаю не только пару параграфов или строк заново, но и читаю построчно снизу вверх (своего рода такое гурманское пиршество от Вашей прозы). Самые глубокие и искренние слова благодарности за Ваше творчество!
P. S. На Новый год, посмотрев заранее в моем кабинете Ваши книги, дочь с зятем подарили мне недостающие в собрании произведения Захара Прилепина, не зная, что некоторые из них я читал в интернете. И еще. Придя в гости к дочери, увидел тот же набор книг у них, зайдя в комнату пятнадцатилетней внучки Лизы застал ее с замечательной книжкой «Истории из легкой и мгновенной жизни» в руках. Вот так три поколения семьи читают одного автора. Успехов Вам во всех начинаниях! И ждем Ваших новых произведений.