«Восьмерка» Прилепина VS «Восьмерка» Учителя

Эссе Дарьи Арисовой, студентки историко-филологического факультета Пензенского государственного университета.

В 2012 году выходит сборник повестей Захара Прилепина «Восьмерка», венцом которого стала одноименная повесть про «государевых опричников». Молодые ребята: Лыков, Шорох, Грех и, вот так просто, Лирический герой, от лица которого и ведется повествование — все они живут в маленьком провинциальном городке. Городок этот отжил свое уже давно, завод — почти единственное место работы для жителей — разорен и продан, жизнь горожан сера и обыденная. Кажется, что все небо заволокли тучи, тучи будней. Но сквозь эти тучи продирается интереснейшая история молодых людей. Эта повесть не экшн с феноменальными погонями и стрельбой, не запутанная история с различными перипетиями сюжета, но в ней есть что-то живое, трепетное и незабываемое.

Четверка парней работает в ОМОНе. Однажды они становятся участниками потасовки в местом клубе «Джоги». И вот тут-то все закружилось… Драка произошла с «корешами» Буца — местного авторитета. Всю оставшуюся книгу будет продолжаться конфликт между Героем и Буцем, но суть этого конфликта намного глубже простой драки: как и во многих историях, здесь замешана прекрасная девушка — Аглая.

Вообще, героям этой повести автор не дает красочных описаний, не наделяет их благородными качествами, но, несмотря на это, они притягивают нас. Притягивают не только своей историей, но и каждым словом, действием (хотя не все эти действия высокоморальны). Вот и Алексея Учителя эта история притянула. В 2014 году в России вышел его фильм по повести З. Прилепина «Восьмерка». Так как же здесь представлены герои и их история?

Во-первых, хотелось бы отметить, что главного героя наделили именем: теперь его зовут Гера. Всей своей наружностью, речью, движениями, манерой разговора он абсолютно повторяет лирического героя повести. Мы видим его таким, каким он нам и представлялся: коренастый, побритый машинкой Лыкова, всегда со спокойным лицом. У него больше мыслей, чем слов. Он — герой рефлексирующий, но внутри себя. Может, издержки профессии не показывать свои чувства, а, может, он просто их надежно хранит от внешних раздражителей.

Герой-антагонист Буц, прекрасно сыграл которого Артур Смольянинов, также похож на своего литературного персонажа. Он источает эту сила, за которую его и любит Аглая, как она сама говорит.

Во-вторых, есть еще одно отличие от оригинальной истории. В фильме Учителя возникает любовь между Герой и Аглаей, о которой он так давно мечтал, у них есть и физическая, и духовная связь. Прилепин же говорит только о любовной линии Аглая — Буц, Гера здесь лицо, стоящее в стороне. Ему хочется быть с этой прекрасной, но в тоже время странной, девушкой, но обстоятельства и сама героиня противостоят этому. Не знаю, правильно ли это или нет. Но в исходном варианте, т. е. в повести, у этого «треугольника» есть определенный смысл, до конца понятный, наверное, только самому автору. Мы же может только предполагать, что любовь Глани и Буца неслучайна, потому что по духу они близки друг другу. У них судьба такая — быть вместе, несчастными, возможно, но вместе.

В-третьих, интересен тот факт, что Грех в фильме «обзавелся семьей»: дочка и беременная жена. Нужны ли были эти герои и такая трактовка образа — судить кинокритикам. Таково видение режиссера.

В-четвертых, в этой истории появляется сквозной «образ-мстителя», которого в самой повести нет. Пожилой мужчина, участвующий в забастовке заводчан, мстит «опричникам государя»: Греху достается нож в бок, который изначально предназначался Гере, а самого Геру толкают под поезд. После просмотра фильма остается все-таки один вопрос: это народный мститель или посланец Буца? Ведь Буцу есть, за что «наказать» Геру.

В-пятых. Самое яркое и обсуждаемое после просмотра фильма — это его финал. Пытаясь оторваться от «восьмерки», Буц выскакивает на рельсы на полном ходу и оказывается сбит поездом. Для ребят становится шоком не только этот факт, но и то, что в машине оказывается Аглая, которая собиралась уехать в Москву вместе в Герой. Что ж, Алексей Учитель видит другую смерть Буца, в отличии от Прилепина, который руками Лыкова «сбивает» его на «восьмерке», а затем выкидывает под колеса фуры. Правильно ли это? Ведь у аварии в повести есть и продолжение. Этот кульминационный момент приводит конец дружбе ребят, трагедия разобщает их. А здесь мы видим только гибель Буца и никакого продолжения.

Но еще страшнее смерть Аглаи. В повести «Восьмерка» девушка остается жива, притом, еще и носит в себе новую жизнь, которая, появившись на свет, никогда не познакомится со своим отцом.

Гланьку я видел два раза.

Один раз — с животом, живот у нее был огромный, а сама Гланька какая-то потеплевшая — даже со стороны чувствовалось, что руки у нее теперь не ледяные, а мягкие, отогретые. Но, может, это в моем летнем троллейбусе, откуда я любовался на беременную Гланю, была такая жара.

В другой раз, спустя год, мы столкнулись на улице — она размашисто шла мне навстречу, а потом вдруг побежала.

Я остановился, сдурев от радости, и даже распахнул руки: Гланечка!

Но она как побежала — так и сбавила шаг, и только вблизи стало видно, какая она пьяная.

Никуда она не спешила — ее просто то качало, то несло, то вбок вело.

— Гланя! — еще раз окликнул ее я.

Она, ничего не видя, прошла мимо меня — вперед плечом, зажмурившись, боком, — будто я стоял с двух сторон, а ей нужно было протиснуться между.

Героиня умирает духовно, но не физически, как в фильме. Правильно ли это: отступать от оригинала? Может, Учитель «убивает» ее для того, чтобы после она не жила с эти грузом на душе, не мучилась морально? Вопрос, на который я до сих пор не могу найти ответа.

Последний кадр фильма, как открытый финал, дает зрителю пищу для раздумий: Гера в форме ОМОНа бежит по заснеженному бесконечному полю, а за ним, ставшая уже легендарной, белая «восьмерка». Что это? Друзья не разбежались? Нельзя ответить однозначно. Но то, что у поля нет конца и начала, явно символично. Теперь это поле, белое, как чистый лист, и есть жизнь Геры, новая и нетронутая, и что там будет впереди — неизвестно.

В конце хотелось бы сказать, что и повесть, и фильм неповторимы. Самое главное, что сделал З. Прилепин — создал атмосферу, самое главное, что сделал А. Учитель — погрузил нас в нее. Повесть пронизана обрывочными фразами и парцелляцией, как каждый кадр фильма. Они дополняют друг друга. Очень приятно, что, посмотрев этот фильм и прочитав книгу, понимаешь, что современная литература и современный российский кинематограф еще живы.