О спектакле «Женщины Есенина»

Наверное, все же надо написать, о чем мы — в «Женщинах Есенина». А то уже пишут о спектакле всякие несуразности, пытаясь самоутвердиться за чужой счет или обслуживая чьи-то иные запросы. Обвиняют в искажении светлого образа поэта, в отсутствии любви к русской деревне и так далее. Конечно, о Есенине можно написать несколько пьес. И огромный материал, собранный #Прилепиным это вполне позволяет. И, быть может, я еще подумаю на темы «Есенин и большевики», «Есенин и церковь», «Есенин и русская деревня». Есенин и каждая из его женщин тоже тянут на отдельную пьесу. Но театр попросил про них всех. И получилось вот про что:

Есенин, как любой живой человек, хочет любви, семьи, детей. Но, как гений, он знает, что ему мало отпущено. И нужно много успеть. И поэтому он, с одной стороны, пытается спастись с каждой из этих женщин, а с другой — он не хочет утянуть их за собой, чтобы они тоже погибли. Если ты следуешь за любимым, а он тебя гонит прочь, ты, конечно, страдаешь и обижаешься, но потом ты вдруг узнаешь, что он шел на минное поле и поэтому рассорился с тобой и прогнал — не хотел твоей гибели. Вот почему Есенин в каждой любви ищет причину, чтобы ее разрушить и оттолкнуть. Пусть даже не осознавая этого. Есенин — сам по себе свет. И мы все этим светом согреты до сих пор. Но если подойти очень близко — сгоришь. Земля на том расстоянии от солнца, на котором на ней возможна жизнь. Была бы ближе — все бы тут было выжжено. Это диалектика.

Невозможно вместить в одну пьесу академическое исследование. Поэтому неподготовленный зритель увидит драматические отношения мужчины и его женщин, а подготовленный воспримет эту линию в контексте всего своего знания о Есенине, о его времени, его философии и всех обстоятельствах его жизни. А визуальные образы, созданные прекрасным режиссером Галина Полишука и художником спектакля Айгарсом Озолиньшем помогут увидеть и революцию, и террор, и отчаяние, внутри чего происходило все это.

***

Триумф

``````````````

Галина Полищук покорила Москву

``````````````````````````````````````

Российскому режиссёру с рижскими корнями устроили овации во МХАТе!

Сегодня вечером, 2 декабря, посетил генеральный прогон премьерного спектакля «Женщины Есенина» на сцене Московского художественного академического театра имени Горького МХАТ им. М. Горького, основанного на книге Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Сергей Есенин. Обещая встречу впереди».

Примечательно, что режиссёр постановки по пьесе Елены Исаевой — выпускница ГИТИСа Галина Полищук, которая приехала в Россию из Латвии.

Спектакль получился очень зрелищным. По ходу действия он неоднократно прерывался аплодисментами и криками «Браво!» Официальная премьера состоится в пятницу, 3 декабря. Уверен, будет ошеломляющий успех.

***

Есенин и его женщины

К счастью, именно так можно было бы назвать премьеру во МХАТе имени Горького. Пьеса Елены Исаевой по роману Захара Прилепина обрела свою сценическую жизнь на великих подмостках.

Режиссёр Галина Полищук сотворила невозможное — в трудное для театра время создала хороший оригинальный спектакль, во время которого (редкий случай!) зрители несколько раз искренне аплодировали. Сегодня после пресс-показа, который мне посчастливилось увидеть, уже можно говорить о первых впечатлениях. Исполнитель роли Сергея Есенина Андрей Вешкурцев запоминается сразу. Очень нервный. Темпераментный. Сжился с ролью. Владимир Халтурин в роли Мейерхольда великолепен. Его и жалко, и к нему, что называется прислушиваешься! Алиса Гребенщикова очень убедительна. Её Зинаида Райх — человек большого внутреннего огня. Собственно, обо всех хотелось бы написать, но это ещё впереди. Замечательна современная сценография. Есть много находок. Интересные костюмы, которые помогают в воплощении замысла. Видела на спектакле профессионального критика. Буду с интересом следить за отзывами.

Я бы, конечно, назвала ЭТО произведение «Есенин и его женщины».

***

Браво, Захар Прилепин, автор книги «Есенин». Браво, Эдуард Бояков, благословивший постановку спектакля «Женщины Есенина». Браво, Елена Исаева, написавшая сценарий. Браво, режиссёр — Галина Полищук, воплотившая замыслы на сцене. Браво, слаженной и мощной работе актеров спектакля.

Зал аплодировал стоя. Долго. Искренне. Премьера состоялась, не смотря ни на что. Это говорит о мощной инерции, заложенной Художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым.

«Борец с портретами» аплодировал стоя Вашей работе и судорожно снимал восторженный переполненный зал.

Как в песне Игоря Растеряева «Русская долга»:

«И, добивая, объясняли стонущим врагам:
Запомните загадочный тактический приём —
Когда мы отступаем — это мы вперед идем!»

Театр, оживший, воспрявших в новых постановках, наполненный энергией современных авторов и режиссеров, кажется осиротевшим. Отменные спектакли. Борьба с проектом «Открытые сцены». Отсутствие творческого руководства. И всплеск эмоций, благодаря премьере, готовившейся почти год на волне возрождения театра. Вот все, что читается, когда смотришь на пробел между портретами Захара Прилепина и Татьяны Дорониной. Не верю, что теперь Татьяна Васильевна довольна тем, что происходит в театре. Не верю!

Раздор, разрушающий театр, забвение спектаклей, пробуждающих мысли о наших корнях, прекращение серьезного разговора со сцены о русской традиции и ее истоках, игнорирование сохранения мощных академических спектаклей и закрытие малых сцен, ставших площадкой для выступлений современных русских поэтов, музыкантов и драматургов, — это может радовать Доронину?

Русский мир в единении. В понимании общих созидающих задач. В строительстве, а не разрушении. В поиске новых форм для работы с великими произведениями. При этом сохранение традиции и глубин. Кто этого не понимает, — заблудший человек.

Был у меня такой случай. Во время очередного эмоционального разговора о судьбе России в кругу родных и друзей, невольный его слушатель, болгарин, подошёл к нам с неожиданными словами благодарности за многократную помощь и участие России в судьбе Болгарии. Но после прозвучали слова, которые часто вспоминаю с болью и тревогой: «мой отец всегда со слезами говорил о России, спасавшей Болгарию, но он же повторял: «Страшно мне за судьбу России, слишком много у неё скрытых внутренних предателей».

Вот и вчера, переживая вместе с актерами и зрителями, воссозданную на сцене историю, историю эпохи, историю русского гения, вновь болью полоснули по сердцу слова брата-болгарина.

В антракте подошла к фотографиям заслуженных деятелей театра, зияющий пробел стал восклицательным знаком. Аплодисменты в зале (при отсутствии Худ.рука и автора произведения, которые дали спектаклю жизнь) усилили эффект восклицания.

Опомнимся же, дорогие Дамы и Господа, уважаемые Товарищи, Судари и Сударыни, у нас ещё есть шанс спасти русский мир, но весьма хрупкий. Не до внутренних войн сейчас. Есенин это понимал. Поймём ли мы?

***

Сходил (нет, съездил!) в МХАТ им. М. Горького на премьеру спектакля «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина.

Было сильно, интересно и познавательно.

Екатерина Стриженова, Агния Кузнецова, Екатерина Волкова, Алиса Гребенщикова, Мария Янушевская и Наталия Медведева рассказали новую (для многих) историю любви великого (моего любимого) поэта.

Да, с этой стороны на творчество и жизнь Есенина еще никто не смотрел.

Известно, что в жизни Есенина было несколько больших романов (почти все они закончились, мягко говоря, грустно), отразившихся в его поэзии. Он посвящал своим возлюбленным стихи, ставшие классикой русской поэзии, но не умел сохранить чувство к любимой женщине надолго.

Почему?

Одна из версий прозвучала; я, воспитанный на «Письме к матери», и представить не мог, насколько у них с мамой все было сложно: он вырос недолюбленным, отсюда — вот такие неистовые поиски любви вокруг себя.

Отдельная тема — тут я пристрастен: игра Екатерины Стриженовой в роли матери (потрясла + вообще при ее-то загрузке по основной работе найти столько времени на год репетиций!) и Алиса Гребенщикова! Мы все были в таком приятном шоке от глубины ее героини/роли (Зинаида Райх)…

ЗдОрово всё!

Ну разве что Августу Миклашевскую надо было упомянуть, но времени на неё в 3-часовом спектакле (с антрактом) не нашли.

Надо же было мне хоть к чему-то придраться)))

***

МХАТ им. Горького.

Громкая премьера спектакля «Женщины Есенина» по мотивам грандиозной книги известного русского писателя Захара Прилепина «ЕСЕНИН».

Режиссер-постановщик — молодая, необыкновенно талантливая Галина Полищук. Драматург Елена Исаева.

Это неординарное событие года в театральной жизни Москвы!

Женщины Сергея Есенина — вдохновительницы его поэтического таланта. Любовь — служительница поэзии.

Имажинизм в поэзии Есенина — образы, образы…

Женские образы…

Восхитительная, роскошная Екатерина Волкова — образ танцующей босоножки Айседоры Дункан.

Агния Кузнецова органична в образе Галины Бениславской.

Зинаиду Райх представляет изящная Алиса Гребенщикова.

Образ матери Сергея Есенина, виновницы его детской психологической травмы — Екатерина Стриженова.

Огромный серебряный диск Луна — тоже образ, олицетворение женщины и века в котором творил Есенин. На протяжении всего спектакля этот диск меняет цвет. Яркий, как солнце, часто алый, палящий, как могут гореть чувства героев.

Изумительная находка режиссера.

Совсем молодой, харизматичный, великолепный Андрей Вешкурцев — Сергей Есенин — воплощение живого поэта! Пылкий, искренний, противоречивый, ранимый.

Лучший Есенин, когда-либо изображенный артистами.

Все в этой постановке гармонично, талантливо, сценично.

Постоянно перемещающиеся декорации при всей условности, но при точности предметов создают впечатление реальности в действе на сцене.

Что-то напомнило давние спектакли Театра на Таганке Любимова… Но это только плюс!

Профессионально подобранные костюмы, прекрасные платья Айседоры, модели начала прошлого века неотъемлемая часть представления.

Музыкальное сопровождение, танцы и, главное, стихи Есенина. И лед, и пламень!

Всё создает эффект присутствия в той, в его жизни и его женщин.

Три часа погружения в эту сценическую стихию на одном дыхании. С небольшим антрактом.

Спектакль отличает высокая культура, без малейшего намека на пошлость, что сейчас редкость в постановках.

Зрители восторженно приветствовали аплодисментами исполнителей, создателей замечательного спектакля, после окончания долго не отпускали со сцены.

Успех! Браво! Поздравляю всех с новым проявлением театрального искусства!

***

Премьера спектакля «Женщины Есенина» состоялась! Этот спектакль… Да нет, какой же это спектакль? Это жизнь, непростая, ненаигранная, но сумасшедше- милая… Первые десять минут я сидела в зале вместе со всеми, а потом… Понеслось-поехало… Просто окунулась с головой в это искреннее действо… Дух захватило, а в глазах стояли слёзы… Давно не видела такого сценического великолепия! Андрей Вешкурцев был неповторим! Архитектоника спектакля хороша, настроение — лирическое, трагическое. Фантастический спектакль! Стихи и музыка просто завораживают. Буду рекомендовать его знакомым. Получила море эмоций! Спасибо всем! Автору замечательной книги Захар Прилепин, всем актерам, режиссеру Галине Полищук за удивительную постановку!

***

Завтра, после завтра и после после завтра — три дня любви!

Театр — это, конечно, чудо! Несравненное Чудо! Если не в реальной жизни, то только здесь ты можешь испытать любовь. Любовь — это больно, но так красиво и важно, наверное это самое главное в жизни — любить! Пусть это даже не взаимно … Просто это чувство, главное …

Счастлива, что испытаю это вновь. Спасибо нашему прекрасному и гениальному режиссёру @Галина Полишука @galinapoliscuk за эту невероятную телепортацию, где действие, настолько перемешивается с реальностью, что кажется ею … И ты, вдруг, оказывается жив, и очень мучительно жив …Это, правда, магия 🙏 ❤ 😍

Спасибо @aigars.ozolins.52 за эту невероятную сценографию, красоты такой и стремительности, что чувствовать себя винтиком или краской такого великолепного художника, это отдельное счастье ❤

А какая музыка @geokchaev_serg — это просто невероятное что-то!!!

Спасибо всем моим коллегам, которые делают это действо возможным, этот огромный завод — механизм, с бесконечным поэтическим аттракционом о беспокойном Гении, о любви и ее невозможности, о любимом поэте Сергее Есенине ❤

Сделайте подарок своим близким — подарите это незабываемое впечатление ❤ 🙏 Я плохого не посоветую 😉 Просто хочется вам подарить или подсказать это чудо. Вот.

У меня не хватает слов и возможности написать про всех прекрасных людей проекта. Актёров, которые делают какие — то невероятные вещи на сцене @agniakyza

@strizhenovae @alicegworld @medvedevanatalia_official @nikolay.korotaev и др.

 

***

Я не люблю подводить итоги года. Но в этом году очень хочется отметить мой личный «проект года». Для меня это спектакль «Женщины Есенина». Этот спектакль, особенный мир, который создала Галина Полишука… из него почти невозможно выбраться. Времени не существовало вовсе, мы все жили жизнью героев, ночные переписки, литры кофе, усталость и.премьера! Я восхищен каждым актером, никогда не видел такой самоотдачи, казалось, как можно каждый раз «умирать» и повторять это снова по команде режиссера.

Мы это сделали, мы выпустили этот огромный проект, несмотря ни на что. И все получилось. Полный зал, гробовая тишина, овации и море цветов.

Спасибо всей команде за это!

И отдельно скажу. Алиса Гребенщикова, которая в меня поверила и рискнула привести меня в проект-спасибо тебе за это нереально крутое время и за все! Всех обнимаю!

***

Никогда бы не подумала, что всем моим друзьям буду советовать сходить на спектакль под названием «Женщины Есенина». Но никогда не говори никогда.

МХАТ им. Горького сделал невозможное: взяв до боли избитую и исчерпанную (казало бы) тему, в итоге получил очень глубокий спектакль не только про жизнь одного известного поэта.

Там много творчества, психологии, доподлинного проникновения в атмосферу жизни деревни, России, заграницы начала ХХ века на одной сцене.

Очень лаконичный и очень красивый просто с эстетической точки зрения спектакль. Актёрская игра сливается воедино со светом, декорациями, воспринимается все как единый организм, живой организм без наигранности и фальши. Просто услада для глаз. Наверно, так оно и должно быть в современных успешных постановках, когда актеры не пытаются своей игрой вытянуть косяки режиссеров-постановщиков?

Да, что касается актёров: чувствую, теперь все будут приглашать Андрея Вешкурцева, играющего в спектакле поэта, читать Есенина везде и всегда. И пусть приглашают, он очень хорошо это делает!

В спектакле я не увидела никакой фальши и надуманности, но, думаю, что многим какие-то моменты покажутся далекими от устоявшегося образа «Сергей Есенин» и его житие-бытие. Прежде чем возмущаться и негодовать, проверьте свои знания по многочисленным воспоминаниям о поэте или прочитайте книгу Захара Прилепина, который как раз смог развеять многие устоявшиеся мифы о Есенине, проанализировать многие его поступки и мотивации в жизни.

***

Одно из сильнейших русских театральных событий начала 21-го века. Настолько сильное, что многие театральные критики сознательно постараются сделать вид, что этого спектакля не существует.

***

Сергей Геокчаев, композитор, автор музыки к спектаклю «Женщины Есенина», 15.02.2022

«Женщины Есенина» — это моя первая настолько масштабная работа в театре. Приступив к ней, я решил исходить от самих персонажей, вдохновляясь жизнью этих людей. Например, тема Айседора Дункан — «страстная», это понятие — вне времени. Первой у меня родилась тема Галины Бениславской. Она очень трепетная…
У многих персонажей есть свои темы, они постоянно переплетаются и видоизменяются. Но у самого Есенина её нет: он все время окружен разными женщинами, на него влияют различные обстоятельства — окружающая музыка обрамляет его.
Летом я поехал в село Константиново, побывал в доме поэта и понял, что без полного погружения в эту атмосферу невозможно что-то сделать. В процессе работы над спектаклем Есенин стал частью каждого из нас. И вот тогда началась магия!