Зрители — о сериале «Обитель»
Экранизация романа «Обитель»: смотреть или не смотреть?
Вопрос возникает у всех, кто уже прочёл роман Захара Прилепина.
Текст романа — вроде полотна Босха: гигантская многоэтажка с огромным числом действующих лиц. Муравейник, айсберг.
Переложить эту конструкцию на киноязык невозможно по умолчанию.
Поэтому сомнения обоснованы.
Но будемте смелее, друзья.)
Основной каст не подкачал. Ткачук, на выборе которого настаивал автор, сыграл безупречно. По сути, Горяинов — это советский Гамлет. И здесь это удалось.
Раздражающий всех своим присутствием на экране Безруков также сыграл отлично, местами — мощно.
Галя (Александра Ребенок) подошла по психотипу, внешности, тональности, но к образу Гали другие вопросы, о ней — ниже.
Единственный промах, провал и факап — образ Владычки. Он смазан, невнятен, несимпатичен. Владычки попросту нет. Есть какой-то нудный поп в исполнении известного возрастного актёра.
Композиционно кинотекст продуман и выстроен. Каждая серия — своего рода киноновелла, открывающаяся либо чёрно-белым экскурсом в историю и фольклор Соловков, либо короткой перспективой в будущее время.
На титрах — ч/б хроника, и последующая цветокоррекция кадра не составляет ей сильный стилистический контраст. То есть нет ощущения пластмассовости декораций и пластелиновости происходящего, как это часто бывает в современных исторических российских кинах. Операторская работа и цветокоррекция хороши, а также костюмеры и гримёры — молодцы.
Отдельными соавторами режиссёра Велединского можно назвать Александра Вертинского и пейзажи Соловков. Музыкой Вертинского, как и чудесным контровым светом, пронизано повествование. Вертинский сделал половину фильма.
Теперь немного побурчим.
Как мы уже заметили, экранизировать «Обитель» — значит приплюснуть, сровнять катком, убрать объём, рельеф и фактуру. Это всё равно что безрукому от рождения человеку описывать бархат наощупь, а слепому рассказывать, что такое синий цвет.
Велединский тужится изо всех сил. Я наблюдаю за его потугами с напряжением болельщика на спортивных соревнованиях: хоть бы не сорвался, хоть бы не упал.
Но вот первый спотык для нечитавшего роман: кто. все. эти. люди?
Персонажей так много, а их биографии, а часто и фамилии-имена остаются за кадром, что без поллитры и читавшего комментатора рядом, пожалуй, не разобраться.
Какой выход? Закадровый текст? К нему ведь уже и Бондарчук прибегал, мучившийся с экранизацией Толстого (конечно, поди, мучился — по размаху «Обитель» и «Война и мир» вполне сопоставимы), и Рязанов закадровым текстом грешил.
Только я вот считаю, что это от бессилия. Когда не хватает собственно кинематографических выразительных средств, зовут на помощь литературу в чистом виде.
Главная же претензия — в деталях, в которых, как известно, кроется сами знаете кто. Тут маленькая неточность, здесь крошечная ложь, там — кардинальный отход от текста на квадрате в 50 на 50 сантиметров, который уже и не штрих к портрету героини, а совсем другое лицо.
Не хочу спойлерить, дождусь, когда посмотрите, друзья, но финал экранизации — чистейшая подмена понятий.
Финал очень художественный, сильный, эмоциональный, вызывает катарсис, слёзы и все лучшие чувства в человеке, но врёт.
Лживый финал.
И если Прилепин ратует за цветущую сложность мира, то Велединский эксплуатирует стереотипы о гнусной совдепии.
В любом случае, посмотреть стоит. Ссыль даю в первом комментарии.
Будет, о чём поговорить.
***
Всего не рассказать, но!
Посмотрела, не отрываясь все серии. Нечасто фильм так цепляет, держит и не отпускает. Да. Обитель – государство в государстве и цивилизация. Новые правители отрицают прежних, судят, казнят, но в целом мало что меняется. Как сказал Захар Прилепин: в России все может поменяться за пять-десять лет и ничего не меняется за триста. Фильм беспристрастен. Герои, вроде бы симпатичные с первых минут, оказываются и подлецами, и подвижниками, и борцами, и палачами, и жертвами, нередко это намешано и накручено в одном человеке. И страна, как человек — и святая, и грешная. И финал фильма — трагичный, вселяет надежду: любовь побеждает!
Актерские работы блестящи. Галя и Артем выписаны резче, чётче, чем ожидала. Владычка, Феофан, мама Артема трогают до слез. Правда, Безруков воспринимался мной, как Безруков. Видимо оттого, что, как всегда, отдал образу Эйхманиса всего себя.
Браво, «Обитель» — роман!
Браво, «Обитель» — фильм!
Очередь Бога поверить в Россию.
***
Получился сериал у Велединского. Сгладил почти всë, что крадëт кино у литературы. Вкус романа не пропал. Актëры понимают, что играют. Очень стильно.
Потому что снималось не про ужасы чека и не про лагерную интрижку, а про то, что:
«Скоро раздастся звон колокола, и все живые поспешат за вечерний стол, а мёртвые присмотрят за ними. Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел» (Захар Прилепин, «Обитель»).
***
Когда читала «Обитель», представляла Галину совсем другой, но с первых минут фильма я уже забыла, какой мне её рисовало воображение. Отличная игра! Как мастерски она «разговаривает» глазами, мимикой…
Сериал ждала, но одновременно и побаивалась разочарования.
Был просмотрен на одном дыхании. удивляло всё: детально точные декорации Соловков (бываю там почти каждый год), а момент, когда в дорожной луже показалась Секирка… –вообще до мурашек!
Безруков разбил вдребезги ранее сложенное о нем представление — Эйхманис, однозначно!
Ткачука я ранее не видела и он был для меня чем-то совсем новым, необычным. сложная роль (как и у всех), потрясающая игра.
Немного огорчила роль Владычки. его мало в фильме и какой-то он не яркий получился
А вот батюшка-попрошайка суперски передан.
Захару огромное спасибо за книгу.
Всем актерам и режиссёру — за экранизацию.
***
Фильм получился достойным романа, однозначно. Режиссер правильный акценты расставил, не превратив фильм в банальную мелодраму или уголовную сагу, каких нынче тьма на экранах.
***
Удалось передать атмосферу романа. Смотришь и чувствуешь дух литературного произведения. Давно не было такого. Велединскому удалось. Еле заставила себя не просмотреть весь сериал целиком, в один день.
***
Посмешил комментарий Захара о том, что писатель все равно в книге все переделал! Была такая шутка о том, что когда вышел фильм по Властелину колец, пожилая дама, увидев на прилавке трехтомник, с удивлением воскликнула: — Надо же! Уже книгу успели по фильму написать! Быстро работают.
***
Фильм потрясающий, пусть порой и поперёк романа.
Но финал, конечно, упростили сильно… Чуть ли не героя из Артёма сделали, добывая свет мира более лёгким способом.
Может, потому и последние слова романа «Обитель» декларировали почти в самом начале — как мину-растяжку над всем фильмом.
Но мне кажется, у Захара-то свет сам возникал и согревал — без всяких искусственных катализаторов.
А вообще — мощно. От некоторых актёров ничего не осталось — настолько они впустили в себя тех, кого играли — так, что и играть уже не было необходимости. Впущенные правили сами, корёжа и кружа, живя и умирая…
***
После «Острова» Павла Лунгина это новое потрясение… Смотрела в ночь на Пасху. Очищающий фильм (произведение), как намоленная икона, как сокровище цельное, всеобъемлющее, истинное… Душа плакала, молилась и любила их через призму Вашей души, Захар.
***
Сериал получился мощный! Не все вошло, особенно концовка урезана, так хотелось закадрового голоса и послесловия, фактов, возможно даже небольшого фрагмента про написание книги, про архивы и про современность, про автора или с участием автора. Концовка скомканная какая-то. Ведь конец — это подведение итогов всего. Но режиссёр отлично обыграл многие упущения с помощью монтажа и небольших вольностей. Деньги все-таки, экономия… Но все равно — зрелище от которого не оторваться и градус эмоций, как будто этот градус повысили угольком папиросы. В целом — победа! Очень понравилась игра Безрукова. Восторг! Типаж!
***
Когда дочитывала роман, плакала. Смотрела концовку фильма тоже со слезами. Фильм получился! А что не вполне по роману, так и написано — по мотивам. Игра наших любимых артистов впечатляет. Огромное спасибо Захару Прилепину за роман, а кинематографистам и особенно актёрском составу — за игру. По накалу, по душе — всё точно.
Просмотр всех серий произведён. Актёрам большое спасибо за отдачу. Режиссёру спасибо за любовь к книге. Захару спасибо за книгу, ещё раз. В целом, кино для думающих людей и показано вовремя. Именно сейчас этот фильм и должен был выйти.
***
Задела за живое сцена из фильма про исповедь и причастие! Мощная игра всех, без исключения, у меня текли слезы. Всё так реалистично!
***
Фильм — пища для размышлений. Много противоречивого и спорного для традиционного восприятия. Сюжет, в принципе, предсказуем и не нов, но обыгран потрясающе. Актёры актёрами, а вот режиссёрская работа заслуживает уважения! Ну, конечно книга есть книга, а кино — это кино.
***
Дорогой Захар Прилепин! Все получилось! Финальная серия — замечательная, перестала волноваться за любимый роман со 2-й серии.
Мне вообще сериал показался дерзким, что вырывает его из шаблонов, которые могли бы убить материал. А последняя серия просто (пусть и отличается от романа): от такого неистовства в бараке к такому спокойствию выбора, такому достоинству выбора…
И Добронравов смог сыграть что-то еще, чего я не увидела в этом образе раньше…
Пасху 2021 года я запомню как огромную радость от встречи с прекрасной экранизацией сильнейшего произведения этого века. Большое вам спасибо за этот подарок большому количеству любителей русской литературы! (большего отрицателя Велединского, чем я, в стране не было).
Такое ощущение целостности и особенности после просмотренного помню только после «Острова». Но это не восторженность, а чувство большого уважения к авторам: писателю, киногруппе, Соловкам.
***
С первых кадров по человече-захватывающе и непредсказуемо!
***
Актёры замечательно подобраны! Ткачук в этой роли бесподобен — как на него написана, да вообще все молодцы!
***
Всегда обращаю внимание на детали соответствия времени. Вертинский, «Черубина де Габриак» в руках Гали — люблю, кстати, стихи Дмитриевой и эту великолепную мистификацию её и Волошина. Пока фильм не разочаровал. Смотрим дальше…
Не знаю, как усну. Душа наизнанку, восторг и потрясение. И ликование! Не скудеет земля русская талантами, Слава тебе, Господи! Глубочайшая, честная, исторически и психологически выверенная литература и под стать ей по уровню кинематограф. Безрукову за Эйхманиса простила Есенина. Спасибо за «Обитель», Евгений Николаевич! Это мощнейшее явление в русской культуре.
***
Посмотрели первых 3 серии одним вздохом. С актёрами попали в точку. Фильм отличный, но читая книгу, почему-то условия проживания заключённых представлялись страшнее. Ткачук, как всегда, на высоте, очень глубокий и настоящий актёр. Было бы очень интересно его увидеть в роли Есенина. Думаю, на сегодняшний день, это единственный актёр, который смог бы передать внутреннее состояние Есенина.
***
Фильм потрясающий. Как бы не было страшно, но это наша История… Гражданская война — когда свои ненавидят своих же! Не каких-то иностранцев, а людей, говорящих и думающих на одном языке. Нам надо вынести урок и никогда больше не вестись на провокации. Вместе мы сила. Вместе мы Россия!
***
Сильный, качественный многосерийный фильм. Именно фильм! С актёрами стопроцентное попадание: Ткачук, Безруков, Раков, Добронравов и все-все — точно в образах. Галину представлял внешне другой, но Ребено́к в этой роли очень хороша. Режиссер грамотно и умело использует сильнейший актёрский состав (а режиссер, конечно, главное действующее лицо в этом процессе, ведь много примеров, когда с отличными актёрами получается откровенная «шляпа»). И по моим ощущениям, родился шедевр нашего современного кино (надеюсь, это чувство не пропадёт до самых последних минут). Ну, и материал, конечно, всему голова. Спасибо, Захар.
***
Всегда опасаешься, что фильм испортит впечатление, будет все не так, как ты представил… — даже не визуально, а не те ощущения. Посмотрела три серии. Все так! Невозможно оторваться, затягивает вновь, как при прочтении романа. Артисты все на своем месте. Ткачук, Безруков — 100% попадание. Очень нравится Добронравов, неожиданный.
***
Первые минуты фильма, когда начинаешь осознавать, что человек теряет свободу за свои грехи, переносят тебя в то время. Время, в котором ты не жил, но мог жить. Это давит и на душу, и на совесть, и на память, и на смысл… Сегодняшнему человеку надо в этом «кино» «адаптироваться» как бы! Но сразу видно — сценарий мощный, глубокий, продуманный, для человека, кто может себя заставить думать в наше время! И переживать! К теме — народ русский привычный, к осознанию своего «я» в своём государстве, возможно, когда-нибудь и привыкнет?!
***
С удовольствием буду смотреть по ТВ. У нас в семье с этим романом все необычно. Как-то закольцевалось. 5 лет назад поездка с мужем на Соловки. Острова, лабиринты, Секирка. После этого — прочтение «Обители». Оба под впечатлением. Обсуждали, спорили. 2 года назад на съемках в Питере муж снимается в «Обители». В некоторых сценах он дублёр Крапина. И опять обсуждение уже съёмок. А меня же, помимо прочего, волнует, как режиссёр передаст сцену исповеди на Секирке. Там же такой накал страстей. Метание Артема. И эти «штабеля» людские… Вот очень хочется, чтобы и фильм не разочаровал.
***
Основным достоинством сериала, на мой взгляд, является реальность происходивших событий. Перед зрителем разворачивается история жизни рядового человека, имевшего неосторожность стать преступником. Авторы фильма показывают мельчайшие подробности жизни героя и среды его обитания, как в отчем доме, так и на Соловках.
Игра всех актеров на редкость правдива и искренна, как это бывает в тех случаях, когда им посчастливилось играть драматические роли, в реальность которых они сами верят. Смотря фильм, проникаешься духом эпохи, становится не по себе, страшно и стыдно, что такое имело место, что люди были способны на подлость и предательство, на издевательства над своими земляками, друзьями, родственниками. Память о тех временах должна жить, чтобы такое не повторилось вновь.
Сериал заслуживает внимания, как минимум, только потому, что привлекает внимание к удивительному творчеству Захара Прилепина. И заставляет задуматься, переосмыслить историю и роль отдельных личностей в ней.
Земной поклон вам, Захар, создателям фильма, актёрам, всем, кто причастен к выходу картины на экран. Прекрасный сценарий, постановка, игра, вставки документальных хроник, всё-всё талантливо и мудро. Ночью посмотрела одним махом все 8 серий. Не могла оторваться.
***
Фильм отличный. Актёры молодцы. Но книга держала до дрожи, передавала атмосферу страшнее. Глубоко проникала. Фильм «по мотивам». Книга лучше в миллион раз.
***
Мало чаек, по книге они были всюду)) Три серии пока, игра актёров — голливуду не снилось.
***
Фильм в целом мне очень понравился, игра актёров вне всяких похвал, актёрский состав подобран бесподобно, все лучшие актёры нашего кинематографа. Конечно после книги, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, когда во время прочтения я проживала вместе с героями все события, происходящие с ними, и пропускала это всё через себя, а в конце прочтения рыдала… — фильм, конечно, не так эмоционально переживался мною, но я очень довольна просмотром, прям для души!
***
Смотрю. Как пересмотревший изрядно исторических фильмов сегодняшних режиссеров, имею сказать. Фильм для думающих, взрослых людей. Прыщавым юнцам он точно не под силу. Видел я синема и о Екатерине Великой, и о Чапаеве… — везде пошлятина и порнография. Везде бездарность и смачный плевок в свое прошлое. «Я? Нет! Что Вы-с! Это не я! Да и лошадь не моя! Это не моя страна. Мне ее не надо. Фи! Упыри одни и кровища! Разве это моя Россия?! О, Боже! За что?! Угораздило меня в дерьме родиться!» Примерно так.
А «Обитель»… Видно, что автор был строг к сценарию, фактам истории, деталям того времени. И, главное, что он русский! человек! У которого бывало в семье и доме разное. Но это ЕГО ДОМ И СЕМЬЯ! ЕГО! Мне нравится фильм. Даже, ныне модной матерщины в кино, просмотрев 4 серии, не обнаружил. Смотрю дальше. Спасибо за все!
***
Досмотрели «Обитель».
Пока не могу оценить сценарий, операторскую работу и т.д, надо, чтобы уложилось…
На первом плане эмоциональное — игра практически всех актеров выше всяческих похвал.
И снова эмоциональное — я читала «Обитель» три раза, за просмотром будто прочитала и четвертый, вновь прожила вместе Галей и Артемом их судьбу.
Снова, как и в лето первого прочтения романа, думаю о них. И снова они не отпускают. И Эйхманис не отпускает.
Актёры выложились по полной, но главное — другое. Первоисточник.
Это Большая Русская Книга.
***
Весь день сегодня смотрю. Не могу оторваться. Фильм, конечно, не для приятного проведения досуга. Душевные силы тратишь, не жалея. Игра актеров великолепная. Фильм удался!
***
Посмотрел на «Смотрим». Всех жалко, и Фёдора Иваныча, и казака, и урок. Они же все наши. Тяжелый фильм. Чёрные страницы нашей истории. А вот Артёма можно было оставить жить.
***
Мое мнение, что Артём в ту последнюю минуту простил её и понял, что любит. Ему было бы невыносимо слышать выстрелы, когда её убивают. Да, конец печальный, но он показал нам до конца, какая личность Артем! Весь смысл фильма, какой он настоящий человек!
Сериал потрясающий, забываешь, что смотришь кино, живешь в нём! Постоянно всплывающие глубокие смыслы, фразы душу переворачивают. Грандиозно, крепко, глубоко! 8 серий — не отрываясь.
***
Вот когда есть история, человеческие страсти, характеры, жизнь — тогда и артисты гениально играют.
***
Вот удивительно, читая тяжелейшие произведения Захара Прилепина, никогда не остаётся тягостного чувства, чувства безысходности и безнадёги. Даже абсолютно «мужские» моменты мне, ранимой, чувствительной и мягкой женщине, не кажутся чужеродными и отталкивающими. Досмотрела сериал. Осталось такое же «послевкусие».
***
Посмотрел сериал. Очень впечатлён. Но, извините, Захар, мне показалось, что чем ближе к концу, тем меньше в нём становилось Прилепинского…
***
Досмотрела. Выдыхаю — получилось. Цель — чем больше увидит, тем больше у нашей огромной родни появится потребность прочесть. Узнать и изучить.
***
С ревностью смотрела, но в целом получилось. Интересно, что именно Ткачука и представляла в главной роли. Спасибо Захар за гениальную книгу. С тех пор ничего более достойного прочитать не пришлось.
***
Посмотрел, закрылся ото всех в комнате, не спал ночь. Но смотрел с точки зрения сравнения с книгой. Нашёл несколько нюансов, но в целом на отлично, многое прямо по тексту. Игра актёров шикарная, да и сам состав. Эмоциональная часть на отлично. Посмотрю ещё раз обязательно, уже именно как художественную картину. «Санников! Выходи давай, пришли… Динь Динь Динь… Колокольчик звенит!».
***
Алмазное попадание в роль Александры Ребенок, Ткачук — воистину! Посмотрела 3 серии, оторваться трудно, не ожидала, что магия Захара захватила и здесь, обычно фильм смотреть не хочется. 👏✌️👌 — это режиссёру… Безруков может играть и Свидригайлова, и Берию… О, Господи.
***
Посмотрела за два дня весь сериал. Сильно. И страшно. А ещё стыдно, что я совершенно была не в материале, так сказать. Выводов много, вопрос один: почему отменили обязательные полит информации и нет углублённого изучения истории?! Почему поколение Пепси и тик-токеров, мало того, что совершенно ничего не знают о России — ОНИ ЗНАТЬ НЕ ЖЕЛАЮТ?! Почему нет обязательного просмотра таких вот сериалов, чтоб у них, «несвободных и ущемлённых», была возможность прочувствовать собственными шкурами — как оно было! Все познаётся в сравнении. Простите, эмоции возможно, но слава Богу что сейчас мы живем в тяжелое время, но не такое кровавое. Всем актерам — браво! Захар, Вам, низкий поклон. Буду читать — для сравнения, и ещё раз пересмотрю.
***
Фильм посмотрели, пойдём за книгой. Потрясение. Первые четыре серии вообще на одном дыхании. Начало серий, когда идут титры и музыка, и путь от Москвы до «Обители»: смотришь и цепенеешь. Игра актёров потрясающая. Захар, спасибо. Горькая моя Родина.
***
Даже с ошибками — фильм понравился, и музыка, и вставки перед сериями, и философичность, и грусть, и путаница, и операторская работа… И так посмотрела, и по телеку еще раз пройдусь. Спасибо!
***
Фильм посмотрели! Еще раз восторг! Ткачук, Ребенок, Безруков и все — да, восхитительные! И Вертинский! Стеклов не очень… Ну да ладно!
Финал изменили! Аааа!
Скучаем уже и по книге, и по фильму!
Спасибо! Гордимся! Очень!
***
Успех или неуспех каждого фильма по мотивам литературного произведения кроется в режиссёрской интерпретации. Сценарий становится основой фильма, своё видение привносят и актёры. Естественно, что «свои пять копеек» в общую копилку несёт вся съёмочная группа. Оператор тоже расставляет свои акценты… Съёмочная площадка — это уже процесс творчества. И очень важно, что в «Обители» все «выложились», показав своё мастерство.
Меня до слёз тронула душу сцена, где Артём говорит с Господом. Крупный план. И глаза в глаза. Выворачивает душу наизнанку. До слёз… Все актёры, даже массовка — проживали «соловецкую жизнь», как свою, личную. Так видела я. Обычный зритель…
Книга — шедевр. Фильм отличный! РЕСПЕКТ Александру Велединскому и всей съёмочной группе. Молодцы!
***
Лучшие артисты первых театров страны жили этой работой! Вахтанговский, МДТ Европы, Ленком, театр Наций! Артисты с огромными, послужными списками театральных работ, поэтому каждая секунда на экране — результат высокого профессионализма. Эмоциональное потрясение сериала — Артём Горяинов (Газданов)! Герой ожил и пришёл к нам навсегда. Забыть его невозможно. Финал в сериале — решение самого Артёма, но убить его нельзя. Тяжеленный роман и сериал, как греческая трагедия, это как с одной мотыгой распахать каменистую землю и выкорчевывать огромные пни…
Катарсис не наступал. Душа обливалась слезами, взмывала над многострадальной Россией и обнимала каждый уголок. Я так люблю Женю Ткачука, смотрела все его роли, но образ Артёма — это актёрский подвиг и колоссальный результат! Артём Горяинов вышел в мир! Потрясение! Наши Поздравления вам, Захар! Вам самому пришлось погрузиться в такой материал и, как говорит ваш герой в сцене на Секирке: «Если человек останется жив после такого, он не будет бояться ничего!»
***
вообще, режиссеру не просто — кучу вредных читателей нужно переубедить, что персонажи, они именно такие. Но — переубедил, в целом! И Галя — очень круто. И еще. Наблюдать, как текст работает над современным кинематографом — бесценно! Вот так: «из весная вам» — и всё, шедевр.
***
Посмотрели на одном дыхании. Фильм очень понравился, как и книга. Заставляет думать, спорить, мыслить. Сын тоже посмотрел на одном дыхании. Думала, для него будет скучновато, а нет, рада, что его тоже задело. Много потом говорили, размышляли. Человек показан многообразным — и черти, и ангелы, все уживается в каждом.
***
За лунное сияние отдельное сердечное спасибо!
***
Фильм получился! Роман — как мощное, беспощадное откровение. А фильм только усилил образы.
Сериал (хотя нет, не сериал-многосерийный фильм) произвёл на меня неизгладимое впечатление. «Обитель» для меня теперь в первой очереди прочтения.
В сериале потрясающе передана ломка характера главного героя. Я даже представить не могу, насколько это проникновенно в книге.
***
В восторге. «Обитель» — шикарный роман. Жаль, что фильм не согласуется с произведением. Спасибо вам, Захар. Настолько в «душу запал», что по идеологическим соображениям развелись с мужем. Реально.
***
Поздравляю с очередной творческой удачей: «Обитель» — знаковая вещь. Я не уверен, что до конца Вы сами отдаёте себе отчёт, какой пласт подняли. Это сродни романам «Тихий Дон» и «Война и Мир».
***
Я прочёл «Обитель», считаю что это написав ее можно сойти с ума от боли и узлов противоречия, которые сплелись как удавка на шее России. Как Вам удалось не сойти с ума от такого напряжения — не знаю. И ещё Соловки: это место магическое. Это как заключить договор с потусторонними силами.
Поэтому, я думаю, что это «Тихий Дон» и «Война и Мир» по внутреннему напряжению. И фильм блестящ!
Я думаю, что после «Обители» впору на год уйти в монахи. Страшная по силе книга. «Фауст» Гёте о том же. Какую цену мы берём за свою душу…
эту книгу надо изучать как урок истории, психологии людей в точках перегиба и на изломе.
***
Хотя Захар Прилепин каждый раз упоминает о произошедшем на почве Высоцкого расхождении с режиссером Александром Велединским, и говорит, что никакого участия не принимал ни в сценарном процессе, ни в съемочном, экранизация последнего большого романа писателя получилась все-таки кровно-причастной и по передаче произведения, и по совпадению с духом личности писателя. И даже отсылка к современности с утрированной начинкой — купанием на фоне монастыря и шашлыком под рэп-трек «16 рота» от 25/17, не смутила. Все ложится в один ряд, в том числе и псевдо-ретро заставки к каждой серии. Очень люблю, когда серии разбиты на главы с названиями, и еще очень стильно сделаны титры с музыкой и рисованная имидж-заставка. Но это все дело вкуса.
А вот повествовательный видеоряд передан максимально близко к тексту, и при этом образность, характеры героев — не просто пересказ написанного, это проживание, переосмысление буквально каждым актером. Евгений Ткачук (главный герой — Артём Горяинов), безусловно, справился со всем и во всем. Сильнейшие работы у Виктора Ракова (белый офицер) и Владимира Стеклова (отец Зиновий) — последний в такой степени истинной традиции святого юродства, что и камни Соловецкие, внемля прозревают. Каст весь очень сильный — и по игре, и по типажу, особенно запомнились — Яков Шамшин (поэт Афанас), Игорь Черневич (Владычка), Михаил Евланов (Бурцев).
По картинке правдиво и профессионально: одежда, грим, интерьеры, натура.
А вот героиня Александры Ребенок (Галина) осталась для меня непонятна в реакциях, странной показалась игра природы ее поступков. Возможно, где-то типичная для этой актрисы, некая отстранённость в подаче экранных персонажей, здесь была ни к месту, а где-то нарочитое включение наоборот мешало. Осели только две сцены: в наброшенном платке у костра открылась простая женщина в противовес мужскому образу чекистки в фуражке, сбросившая перед спящим эту личину, тихо и мирно баюкающая своего милого и та оторопь в очистившихся, прозревших глазах, наконец уверовавших в любовь и добро, нарождающегося всепонимания алогичного поступка, той жертвы, попирающей основы жизни человеческой — такими глазами она увидела «идущего на смерть за други своя»… Возможно, большего и не надо.
Это удивительное по силе произведение, говорит с читателем о сложном, полном противоречий пути каждого из нас и конкретных людей в тот определенный исторический слом, когда «свои» и «чужие» меняются, зажмуриться не успеешь.
Сегодня — ты, завтра — тебя. Здесь невероятно остра психология человеческая: загнанный в жесткие условия с перевёрнутым «верхом-низом», круг из вчерашнего старого мира пытается воспроизвести в новых реалиях тот «свой» знакомый, уютный и любимый мир с умными «Афинскими вечерами», работой интеллектуальной мысли и принципом посвящённых — уместных для допущения в порядочное общество.
Но не работают на Соловках законы мира — здесь, как и монах, удалившийся в пустыню от мирского, всё живет в искушении абсолютной истинности бытия. Человек не может ни просчитать, ни приноровиться, ни подчинить себе мир Соловков. Он может быть только равным себе в каждый конкретный момент — поистине «здесь и сейчас». Потому выверенная схема прежнего мира здесь не работает и зыбкий «ближний круг» разлетается как кегли под ударами понятных, кажущихся спасительными, человеческих низостей — слабовольного предательства, похотливой зависти, отталкивающей угодливости, порочного самообмана, разрушительного страха.
По-настоящему страшен исступленный гнев главного героя, когда выпадает реванш поквитаться с бывшими сильными мира соловковского — теперь они гонимые, падшие, униженные, и вновь поменялись местами «свои-чужие». Артём нещадно теснит их по-ветхозаветному — неистово набрасывается в праведном обличении. Дойдя до вершины осатанения, потеряв основу, освободившись сердцем, выплеснув всего себя наружу, душой он жалеет загубивших множество душ, но идущих на такую же ужасную кончину новых падших — бывших своих («я с 18-го года с новой властью»), ставших в одночасье чужими («а нас то за что?»).
Герой буквально вбивает в себя это открывшееся раздирающее все естество — жалость к душегубам, и физически до боли вколачивает это принятие головой об нары. На мой взгляд, это и есть принятый героем путь примирения с собой, этим миром, с укладыванием этого «верха-низа», с определением «своих-чужих»: «только ниточку не оборвать».
А обмен в строю на 10-й номер, назначенный к расстрелу, только его следствие, ибо «сильна любовь как смерть».
***
Смотрю сериал «Обитель» по книге классика, Захар Прилепин.
Книга эта, наложившаяся в своё время на некоторые жизненные обстоятельства, меня, было дело, перепахала.
Разбираю сегодня кино на элементы — и вроде бы всё по отдельности мне нравится.
Безруков в роли уполномоченной, продуманной, идейно припудренной и мундирно прилизанной мрази — чудо как хорош, прямо его роль.
Ткачук — вообще мой любимый актёр современного русского «бульвара капуцинов». И нет, никакой он в «Обители» не Мишка Япончик. И даже не Григорий Мелехов. Может быть, самую малость — Витька Чеснок. Но скорее всего самый настоящий Артем Горяйнов — молодой русский парень, закинутый в чистилище новой русской младо-государственности искупать общий грех Отцеубийства. И в этом молодом, «пионерском» чистилище (да-да, до зрелого ада ГУЛАГа — ещё пара кругов) — спасающийся.
Александра Ребенок — такая взрослая есенинская сука («…ну кто ж из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался?»).
А соловецкое море… Пунцово-сокровенное — как мыслящий океан планеты Солярис. Свинцово-безысходное — как пуля чекиста.
И вот, не смотря на всю визуальную «манкость» сериала, ловлю себя на мысли, что книге-то он уступает как раз в плане изобразительной силы.
Смотришь на экран… и не чувствуешь того, что книга обрушивала на тебя в избытке.
Ни трепетного, пронизывающего всё вокруг запаха лучка со сметанкой, от которого сосёт под ложечкой у голодного осуждённого. Ни липкого, солоноватого вкуса крови с зацелованных разбитых губ. Ни равнодушия святых образов, вылупившихся из-под штукатурки храма-карцера. Ни вечного, неизбывного холода смертной исповеди…
Ну штош. Подождут ещё Соловки своего киношного святого духа.
Литературного — уже послал им Бог.
***
«Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел» — эту заключительную фразу романа «Обитель» я считаю самой удачной — подобно тому как самой удачной в «Саньке» мне показалась фраза «Какое может быть одиночество когда у человека есть память, она всегда рядом — строга и спокойна».
Очень хорошо, что фразу о человеке, который тёмен и страшен, в экранизации «Обители» вынесли на лозунг в лагерном клубе, и зритель видит её достаточно часто чтобы прочитать, осмыслить и запомнить.
Раньше я и не подозревал, что Александра Ребенок актриса талантливая настолько, что сумеет воплотить на экране такую сложную героиню как чекистка Галя. И ведь смогла! В зависимости от обстановки на лице её то холодная ярость, то презрение, то жестокая решительность, а иногда наоборот — потерянность и отчаяние. Этот выбор — большая удача Велединского. По недоброй традиции нашего кино последних десятилетий на женские роли чаще приглашают актрис смазливеньких, но при этом пустых и бездарных. Не знаю — не знаю, какая-нибудь яркая и красивая Аня Чиповская или Олеся Судзиловская в роли Гали только испортили бы восприятие произведения. Зритель бы отвлекался на их ослепительную красоту (не замечая при этом бездарной игры) и не вникал бы в драматургию романа. Тем паче в «Обители» чётко указано, что внешность у Гали была самой заурядной.
Вообще-то Галя не просто одна из трёх главных персонажей романа, а именно главная героиня. В ней мы видим продолжение тех образов революционерок, которые были созданы советской литературой начала прошлого века и это закономерно, поскольку Ваше творчество является продолжением традиций русской и советской классической литературы. Некоторые произведения являются осмыслением классических книг прошлого, а иные похожи на них по стилю. Так в «Патологиях» применён тот же редкий писательский приём, который мы видим у Виктора Некрасова в его «В окопах Сталинграда», когда всё повествование ведётся в настоящем времени.
Так и с Галей из «Обители» — при чтении у меня сразу возникло впечатление, что эта героиня сродни классическому персонажу из советской литературы - Зотовой Ольге Вячеславовне из рассказа Алексея Толстого «Гадюка» (второе фото с обложкой книги А.Толстого). Только вместо Треста цветных металлов Гале досталось место службы гораздо более подходящее её совсем недавнему боевому прошлому — Соловецкий лагерь особого назначения. Ну, а дальше…, а дальше. Опалённые гражданской войной, казалось бы, никогда не вернутся они к нормальной жизни. Ан нет, когда стали проходить «шрамы в душе», когда стали забываться боль, кровь и ужас войны, и Ольга и Галя «вдруг» вспомнили, что они молодые женщины! Они пытаются «вновь» полноценно стать женщинами, но уже не могут — и это их губит. В этом главная драматургия и небольшого рассказа «Гадюка» и большого романа «Обитель».
Другая стержневая идея «Обители» в том, что не всегда существует чёткое деление на палачей и жертв. Случается всякое — и местами меняются, и по одну сторону колючей проволоки оказываются.
В наши «тощие» времена средств на культуру и кинематограф отпускается мало, и Александр Велединский «вытянул» телесериал только за счёт «звёздного» актёрского состава. Возможностей для дорогих декораций, костюмов и спецэффектов у него не было. Однако, заполучить в сериал сразу двух актёров из первой российской «десятки» — Безрукова и Ткачука — что-то да значит! (К слову, живущий в Вёшенской внук Шолохова назвал экранизацию «Тихого Дона» с Евгением Ткачуком самой удачной изо всех трёх!) Старые актёрские кадры — люди из ещё советского прошлого — тоже не подвели и отыграли свои роли по-максимуму.
Зная Ваше негативное отношение к писателям-эмигрантам третьей волны, всё же отмечу, что подобный ход — «вытянуть» малобюджетный сериал исключительно за счёт звёздных актёров — применялся и при экранизациях «Московской саги» и «В круге первом», и там это сработало. А вот в «Детях Арбата» не сработало — актёрский состав подвёл; на одной Чулпан Хаматовой фильм не вытянешь. Зато «Обитель» общими усилиями победили; спасибо старым кадрам — актёрам второго плана — и Ракову и Стеклову и Кузнецову.
К сожалению, не удалось преодолеть трэнд последних десятилетий на исключительное обличение советского периода. В конце фильма подразумевается, что каждого десятого заключённого, включая Артёма и Галю, расстреливают, но ведь в книге не так! Тогда не проще ли было завершить расстрелом самого Эйхманиса, тем более именно этим его карьера и завершилась? «Революция пожирает своих детей». Интересно, вспоминал ли Эйхманс в свой последний миг тех русских мужиков, которых он и его латышские стрелки грабили и расстреливали в ходе продразвёрсток? Вот и пришло к ним возмездие в 1937-м. А ко всем прочим прибалтийским «земессаргам» возмездие явилось на штыках РККА в 1940-м году. Потому так приветствовали они потом «освобождавший» их вермахт, а ныне НАТО.
Надеюсь, после просмотра телесериала «Обитель» у многих наших соотечественников возникнет желание прочитать первоисточник.
Мы же ещё раз поблагодарим автора за огромную работу над книгой и весь кинематографический коллектив — за работу над сериалом.
Захар Прилепин «Обитель».
На данный момент «главная» книга Захара Прилепина, визитная карточка, «вершина», обласканная многочисленными литературными премиями и восторженными отзывами. Про эту книгу уже написано столько, что мне и добавить особо нечего. Я бы сравнил её с «Капитанской дочкой» Пушкина. У Александра Сергеевича вся эпоха гениальными нитками вшита в семейную хронику, у Захара вся Россия словно отбывает срок в Соловецком лагере. Вроде бы и всё просто, но тем не менее эта книга как луковица, нужно сдирать слой за слоем, чтоб добраться до горькой мякоти. Читал книгу одновременно с просмотром сериала. Прочитаю страниц 100, смотрю парочку серий и читаю дальше, чтоб не забегать вперёд. Чтоб в догоняющих всегда была экранизация, а не литературный оригинал. К сериалу особых претензий нет — великолепные натурные съёмки, бережное отношение к первоисточнику, актёрское воплощение просто идеально совпало с моим виденьем персонажей, но.....никакой многослойности в фильме уже нет. Проще говоря, в книге основной акцент на людей в Соловках…а в сериале на самих Соловках и люди лишь муравьишки, в этом муравейнике. В книге вся эпоха проходит перед глазами, как у Пушкина гениально поместившаяся в ограниченном пространстве, благодаря целой галерее фактурных и «портретных» героев…в сериале просто любовная…даже и не любовная, а «трахательная» история в великолепных натурных декорациях и среди «кровавых чекистов». В общем, обязательно сначала читать, чтоб составить о книге правильное мнение. Ибо книга действительно великолепна. Со временем, думаю, займёт своё достойное место в рядах бессмертной русской классики. И лишь как дополнение смотреть сериал. Он весьма неплох, но может дать неверное представление о романе Захара Прилепина. Оценка:
10 из 10 книга
7 из 10 сериал.