Гертруда Рихтер

«Человек должен приговорить себя к счастью и жить так, будто смерти не существует». Захар Прилепин.

Как все-таки Белгород полюбил Прилепина, друзья мои. Только в октябре мы виделись с ним на атмосферной встрече, где обсуждалась не только литература, но и множество социальных составляющих общества, политика, война. — Еще тогда, узнав о предстоящем мероприятии, я с трудом сдерживала восторженное удивление: «Прилепин в Белгороде! И занесла же нелегкая лучшего писателя-милитариста современности к нам…»

Но вот, спустя пять месяцев в БГАДТ им. Щепкина рождается неординарная и лаконичная постановка — «Приговоренный к счастью», премьера которой была назначена на 20 февраля. Могу лишь догадываться, кому пришла в голову мысль поставить спектакль по рассказам Прилепина, но подозреваю, что этот человек (или группа людей) будет причислен к лику святого. Итак, премьера сегодня состоялась не без меня, а потому я спешу поделиться своими скромными эмоциями.

Стоит заметить, что ваша покорная слуга не является театральным критиком и строит свои впечатления не на основе специальных знаний, но полагаясь на то, что почувствовало сердце.

«Приговоренный к счастью» — это симбиоз двух произведений Захара Прилепина — «Верочка» и «Грех», последний, к слову, стал «Национальным бестселлером». Продолжительность действия составила всего один час. Не думала я, что такие литературные работы, соединив воедино, можно уместить в 60 минут. Однако, автор инсценировки и режиссёр-постановщик Владимир Дель сделал это, причем качественно, с художественным шиком. К счастью для меня, спектакль ставят на Малой сцене, что добавляет атмосфере некоего уюта, тепла и личной вовлеченности зрителя в процесс. Открою, кстати, небольшую тайну — БГАДТ не потратил на постановку ни рубля, как выяснилось (совершенно случайно), спонсором осуществления этой смелой идеи стало Управление Культуры Белгорода. Узнав такие деликатные подробности, я задалась еще большим количеством вопросов относительно любви наших «культурных» руководителей к Прилепину… но эту тему опустим до лучших времен. В конце концов, премьера состоялась, она успешна, режиссер-постановщик — специально приглашенный из Рязани, заслуженный работник Культуры РФ, хореограф — чудо, актерский состав — превосходен, а что еще для счастья надо? — Деньги — культурная пыль, второстепенное.

«Это светлая лирическая история о первой любви взрослеющего юноши, о становлении характера, о свежести и чистоте чувств, о верности внутренним нравственным законам, заложенным и воспитанным в нём простыми русскими людьми — бабушкой, дедушкой… И самой природой родных мест, не броской, но райски-светлой и отзывчивой на добро. Спектакль театр адресует прежде всего молодёжному зрителю».

— Такая характеристика дана постановке на официальном сайте БГАДТ, и вот, внимательно посмотрев спектакль, я бы переписала её полностью. С моей точки зрения, это скорее динамичный и яркий перформанс, дополненный молодой дерзостью и эротизмом. Тут сочетается тонкая эстетика любви и легкая наркомания а-ля товарищ Пелевин, какие-то страсти по Гоголю, окутанные мистицизмом, и тонкость юмора Чехова. В постановке гармонично уживаются лирика, наполняющая моменты какой-то девственной чувственностью, и страсть, спускающая с цепей все животные инстинкты. И всё это зритель переживает за один час. За этот сладкий час, который запомнится надолго. Отдельно должна отметить музыкальное сопровождение. Оно абсолютно настолько же противоречиво и ярко, как сам спектакль, как сами произведения Прилепина. Я испытала чистый аудиовизуальный оргазм.

Собственно, самое время сказать, что эта постановка — одна из лучших идей нашего уважаемого Управления Культуры. Адресовано сие действо мыслящим и читающим молодым людям. Настала новая эра в духовной жизни Белгорода, теперь я могу советовать идти в театр не только за эстетическим удовольствием, но и за яркостью, харизмой молодых актеров и опиумом для души.