Блоггеры о спектакле «Допрос» (режиссёр Владимир Дель)
***
Про спектакль «Допрос».
С друзьями граппы выпил (потом водки до утра, но друзья не пили уже), Полозкова мне улыбалась, Петра Буслова послал покупать книжки Авченко, он записал их название в телефон и уехал на большой черной машине в книжный магазин, надеюсь. Познакомился с вокалистом Ундервуда, который позвал нас сегодня на свой концерт. Посиделки с другом якутом и братом татарином. Вечер, определенно удался. А спектакль был тем более ого-го!
А если без шуток, то утром еще пытался сформулировать ночевавшим у меня друзьям. В Допросе есть очень крепкая европейская выделка, авторский взгляд сопряженный с отрешенностью от материала, это Космополис, это Дардены, это последний фильм Каурисмяки, вот без шуток. То что это не Новая драма, а крепкий корневой русский театр, то что это сделано приятными актерами, работающими здесь в Москве, черт знает кем, пожарными и электриками, что ли, и у них нет манерности антерпризеров. То что режиссер Владимир Дель крепкий и цельный мужик, который знает как жизнь проистекает в наших широтах, все это, в общем, неожиданно, делает спектакль очень даже незаурядным событием.
Что касается пыток, вот тут важно: их как таковых не существует, то есть для крепкого здорового мужчины попасть под замес — это само собой разумеющееся, на самом деле, событие, ну, правда. Все эти слезы в глазах мамок, это ни о чем, не туда. Чем больше гонится за комфортностью мир, тем больше хочется въебать табуреткой немощному хипстеру. Часто ловлю себя на этом, о, не обессудь мой милый загнанный зверек с косой челкой в узеньких джинсах. Я люблю мясо, Дель любит мясо, Захар любит мясо. Мы славно зажарим на костре тушу того оленя. И когда публика требует социального порицания полицая или истязаний, им потому и бросают в ответ: «А сами-то вы где были? Ждали, что придут одни менты и защитят вас от других ментов?» Это не призыв тягать железо, тут все сложнее. И не был бы хорош спектакль, если давал бы ответы. А подумать, подумать дал крепко.
***
То, что Прилепин хороший писатель, — это ясно. Но как можно поставить его прозу на сцене? Поставили и отлично! Очень талантливо! И режиссёр и актёры и звуковое сопровождение — всё принимается! Рекомендую тем, кто читает Прилепина.
***
Отличный спектакль. Рекомендую. Если вам нравятся новые решения и смелые мысли —приходите.
***
Вчера был на спектакле «Допрос» по повести Захара Прилепина. Хороший спектакль. Рекомендую.
***
Захар Прилепин «Допрос»
Не помню, когда последний раз смотрел спектакль, нет, помню, но именно когда смотрел спектакль исключительно ради спектакля — не помню.
Мне всегда было достаточно прочитать само произведение. Я не нуждаюсь в посредниках между собой и текстом, мне совершенно безразлично что там думает режиссер, актеры какие-то. Даже пофигу, что думал сам автор, когда создавал текст. Создал — и вали. Теперь он не твой, а мой. И я что хочу, то с ним и делаю.
Достоевский наверное десять раз в гробу перевернулся, если б услышал мои трактовки его произведений, самая невинная из которых была еще в школе, когда я вывел Раскольникова положительным героем и написал в конце сочинения — «Каждый человек должен в своей жизни убить старуху-процентщицу. И в этом я с автором согласен».
А вчера вот взял и пошел. Слишком многое совпало. И автор, текст которого попал мне в руки когда еще он подписывался не Захаром и даже не Прилепиным, и тема допроса, и сам зал — большой зал Центрального дома литераторов, прямиком откуда мне разок пришлось самому отправится на допрос…
Мало что изменилось в ЦДЛ после моего последнего туда визита. Та же старческая желтизна, та же раздевалка, те же сварливые гардеробщицы, а деда в гардеробе справа я кажется даже узнал.
А вот зал изменился. Появились уёбищные современные кресла с дыркой в подлокотнике для Кока-колы и попкорна. На стенах повисли осветительные приборы. Зато левый аварийный выход, через который я тогда рванул от ментов на месте. И окно здоровенное за ним. Я тогда бы ушел через него — высота терпимая, да по интеллигентской привычке сдал верхнюю одежду в гардероб. Тому самому дедку.
Зрители. Да… Зрители… Невозможно поверить, но ни одного знакомого лица. Подспудно была надежда увидеть многих из тех, с кем свела судьба на политических фронтах. Но нет. Фатум в очередной раз показал фигу.
В основном была молодежь, преимущественно женского пола, разбавленная престарелыми тусовщиками, фотографами и полусумасшедшими завсегдатаями ЦДЛ (зачастую в одном флаконе).
Спектакль в стиле минимализма. Все роли, включая женские, исполняли два паренька. Из режиссерских приемов один запомнился своей оригинальностью. Как мужику показать раздевающуюся женщину не раздеваясь? А вот так — он двигал вдоль сцены походкой манекенщицы, последовательно доставая из сумочки и бросая на пол малиновое платье, малиновое что-то, что надевается под платье (не знаю названия), а вот дальше знаю — бюстгальтер, потом черные трусики, затем один чулок и, порывшись последовательно сперва в сумочке, а потом в карманах — второй чулок.
Еще был момент, который как-то разрядил однообразие процесса допроса. Когда следак говорит, что отобьет задержанному печень он и правда достает откуда-то настоящую печень и лупит по ней.
О картинке всё. О содержании. Два друга после работы встретились на Пушке возле памятника, где их, по неправильной ориентировке, задержала милиция. Дальше они попадают в отделение (подозреваю, что в 10-е), где следователи с помощью бутылок с газировкой, целлофановых пакетов, отверток и просто рук и ног начинают выбивать из них признательные показания по факту убийства какого-то мужика.
Вроде кончается все нормально — отдубасив обоих (а одного даже, насколько я понял, оприходовав в задницу), друзей отпускают под подписку, а еще через какое-то время вызывают опять в отделение (вот те обосрались…) и говорят, что сведения не подтвердились и они свободны.
Ну дальше понятно что — один из героев хочет добиться наказания изуверов. Само собой встречает хамство и угрозы с одной стороны, и полное безразличие близких и советы не связываться с другой.
Второй персонаж временно уходит в тень (я так понял, что просто потому, что кому-то надо было играть в диалогах мать, дядю, отца, девушку, следователя, случайную свидетельницу, соседа и пр.)
Всплывает он уже в конце, вытащенный вовремя из петли, когда сидя на бережку и попивая энергетический напиток произносит почти Шварцевское — «Хорошо-то как…» (ну, помните, Фредриксен в «Убить дракона» хрипит примерно то же с воткнутой в одно место вилкой)
Да, потом развернувшись к залу, главный (то, что чаще был на сцене в роли самого себя) герой бросает обвинение всем в трусости, пассивности, предательстве самого понятия «человек» и пишет огромными буквами «МУДАКИ».
Финал, апофеоз, звучат литавры.
Забавно было дальше, когда Захар, актеры, режиссер спектакля пристроившись прям на рампе, стали отвечать на вопросы зрителей. И тут я понял, что нарисованное «МУДАКИ» нашло своего адресата. Нет, была пара девочек, что толкнули революционные телеги (а кто нынче не революционер?) и даже обвинили Прилепина (и режиссера) в сознательном сглаживании социальной остроты поднятой темы.
В основном несли культурологическую херню, пара пердунов-театралов принялась разбирать игру актеров, интересовались творческими планами… В общем, достали даже Прилепина, которые просто перестал отвечать на идиотские вопросы и реплики, а принялся гнать свои телеги.
Из них я понял, что он сам до конца не врубился, что написал — цитирую: «Если литератор начнет всё понимать в своих произведениях — грош ему цена». Текст возник после того, как в Рязани, на Театральной площади, шестеро убивали двоих. Средь бела дня, при скоплении народа. Один из убиваемых (потом на теле обнаружили 18 ножевых ран) пытался спастись, запрыгнул в припаркованное такси — так водитель ногой вытолкнул его наружу.
Технология допроса — из его прежней ОМОНовской практики (см. биографию Прилепина)
Как бы то ни было — спектакль своё дело делает — показывает бездушие административной машины, незащищенность простого, даже ни в чем неповинного, человека пред репрессивным аппаратом государство, царящее в стране беззаконие и безнаказанность преступников в чиновничьих кабинетах.
Мне же вот что подумалось. Все душевные страдания героев проистекаю от того, что они невинные жертвы Системы. А вот если бы они и впрямь замочили и ограбили бы того мужика, никаких душевных мук не испытали бы. Только те же физические.
В общем, я так понял автора — коль пассивность не гарантия безопасности, если шанс попасть на допрос есть сейчас у каждого, то так хоть за дело.
Будьте хищниками, а не сисадминами.
***
Захар, спасибо за спектакль " Допрос», что привезли его в Москву.
Владимир Дель с актерами сотворили замечателное сценическое произведение. Очень интересно, талантливо, оригинально. Ни одного лишнего шага, ни одной лишней вещи. Даже мешки, похожие на мешки с мусором, намекают на что-то \может, на то, что все мы мусор в государстве, а может, на кликуху профессиональную\ Музыкальное сопровождение помогает актерам выразить эмоцию, а зрителям понять ее.
А звуки? Стучание ножиком по доске «мамой»! Блеск.
А свидание с девушкой? Показать «про это» с помощью выбрасываемых вещей женского туалета? Блеск. А как все это сыграно великолепно.
Дель просил вас написать пьесу для юношества. А вы и написали. Сколько молодежи было в зале, как они хотят видеть и слышать правду, как хотят быть достойными людьми. Конечно, с ними надо разговаривать. В Москве особый зритель, он сдержан, он усталый, он одинок.
При чтении у меня появляются слезы в тот момент, когда герой говорит в конце: Правда, пап. Жалко. что этого нет в пьесе, однако пьеса- самодостаточна.
Браво! Спасибо всем: автору, режиссеру, актерам.
***
«ДОПРОС» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА. Премьера спектакля в Москве. Боюсь, что после увиденного заснуть будет сложно…
***
были на премьерном показе «Допроса» по повести Захара Прилепина в постановке театра «Предел». Это нечто. Я социалку не люблю, сцены насилия не выношу, мат на сцене меня раздражает, психика у меня слабая, истеричность повышенная. Собственно я рассчитывала, что тихонько выйду из зала по ходу действия, чтобы не портить себе настроение. А в результате в полном восторге досмотрела до конца и осталась на обсуждение. Режиссерская работа — просто ошарашивает, Дель (режиссер театра) сам себя, кажется, превзошел. Актеры очень уместые и совершенно живые — это вообще визитная карточка «Предела», у них на сцене не играют, а живут.
Если вам повезет увидеть в своем городе афиши спектакля, сходите обязательно. Это очень круто, очень сильно и очень страшно.