Отзывы
Андрей Рубанов, писатель:
Захар — крутой. Уважаю. Он всех сделает, поверьте. Он сейчас — номер один. За слова отвечаю. В русской культуре есть две традиции: трагическая и героическая. Аввакум — трагический, Ломоносов — героический. Достоевский — трагическая фигура, Толстой — героическая.
Шаламов — трагическая фигура, Солженицын — героическая. Прилепин точно следует героической традиции. Прилепин — это Большой Стиль. Никто не умеет, а он умеет.
Андрей Рудалёв, критик, публицист:
Периодически желание воскликнуть громогласно что-то подобное — «да вы все яйца выеденного не стоите» — у кого-то да возникает.
Иногда то там, то здесь проскальзывает ехидствующая тема «мыльных пузырей». Мол, литературная «фабрика звёзд» искусственно раздувает малозначимые фигуры в угоду бизнесу, издательской политики и всё такое.
Крупных и мощных фигур нет, а на безрыбье, как известно, многое что сгодится…
Один из объектов подобных громометаний — Захар Прилепин. Кого-то раздражает своими фотографиями на обложках книг, уверенностью и какой-то редкой по нынешним временам смелостью. И хоть сейчас удельный вес положительных рецензий на Прилепина заметно превалирует, но оступись он, выдай что-нибудь, скажем на «троечку», так многие сегодняшние хвалебщики сами и заклюют.
Потому как ярок, убедителен, пытается заниматься многим, а должен быть нищ и убог, скромен и не высовываться.
Герман Садулаев, писатель:
Книги Захара Прилепина — они всегда на меня производят очень большое впечатление. Это замечательная литература, серьезная, важная, крепко сбитая. Как читателю мне было еще очень важно, что это читается, что называется, взахлеб. Открыв «Саньку», я прочитал ее за один день. Не спал до утра — не мог оторваться, пока не закончил. Для меня это существенный показатель.
Когда я читал «Грех», испытывал просто эстетическое удовольствие, некоторые страницы переворачивал назад, потому что хотелось еще раз прочесть.
Сергей Спайкер Сакин, писатель, журналист:
Поэт в России больше, чем поэт — и писателей это тоже касается. Особенно если писатель книжка за книжкой попадает в болевые точки общества. Впрочем, писатель Прилепин стал уже фигурой такого масштаба, что сам может эти точки создавать — что он и делает, не задумываясь. Если есть вызовы времени и вопросы дня — то Прилепин — это человек-ответ.
Сам он, похоже, не стремится быть глашатаем от народа и даже изрядно бежал от gloria mundi — вспомним хотя бы его довольно пижонские уклонения от приглашений в Кремль «на беседы с интеллигенцией». И не считать же толстым пиар-ходом его письмо Сталину? Просто он действительно давным-давно ответил на многие «вечные вопросы русских мальчиков» (по В. Аксенову). И теперь просто сообщает о своем знании — его ремарки современника в журнальных материалах, на страничке «Фейсбука», в интервью всегда красочны, но и всегда лаконичны и точны. Его комментов ждут — ответы на вопросы нынче дефицитный товар.
Николай Сванидзе, телеведущий:
Я читал интервью Захара Прилепина сегодня в «МК», очень талантливого человека, несомненно талантливого писателя, который сказал, что по его мнению, в частности, и Иисус Христос проиграл. Вот проиграл. Это мне в какой-то мере напомнило позицию В. В. Путина с «Борисом и Глебом» у Глазунова, когда он сказал: «Нам такие примеры не нужны, как Борис и Глеб! Чего это они лежали и ждали, когда их убьют. Нужна активная жизненная позиция». Та же позиция, что у В. В. Путина, и у Захара Прилепина, потому что действительно проиграл Господь наш, Иисус Христос, не сопротивлялся, его распяли, папа за него не заступился, хотя он спрашивал.
Николай Свечин, писатель:
Гении не ходят толпой, они всегда порознь и великие книги — редкая удача для нации. Мне кажется, что наш Захар Прилепин с его » Обителью» на этот уровень и поднимется. Я очень уважаю его и считаю, что этот автор достоин представлять нашу русскую литературу.
Игорь Свинаренко, издатель, публицист:
Персона 2007 года — писатель Захар Прилепин. Мне очень нравится тот парадокс, что его арестовывают менты, когда он приезжает с Марша несогласных, и спрашивают:
— Откуда вы приехали?
— Из Москвы.
— А что вы там делали?
— Я встречался с президентом Путиным.
— Не п…ди.
— Вот вырезка из газеты.
— Ага, точно. Брателло, ну ты понимаешь, у нас есть приказ, надо тебя в каталажку все равно провести.
Вот он и говорит: «Я удивляюсь, Путин со мной встречается, а менты считают, что меня надо в каталажку». Он не обижается, получил несколько премий в этом году, в том числе, премию «Ясная поляна». Симпатичнейший человек, безусловно.
Сергей Сельянов, продюсер:
«Понравился роман «Санькя» Захара Прилепина.
В отличие от орнаментально интеллектуальной прозы, которой сейчас пруд пруди, «Санькя» — зрелый взгляд на литературу.
Несмотря на то что финал меня не устроил, те места, где автор описывает свою малую родину, кажутся мне выдающимися.
Роман Сенчин, писатель, критик:
Захару Прилепину везёт в литературе, но везёт своеобразно — его первый роман «Патологии» был напечатан не в самом, мягко говоря, популярном литературном журнале страны, в петрозаводском «Севере», но тут же был замечен, прочитан, отмечен статьями критиков, премиями, выходом отдельной книги и публикацией в «Роман-газете». Второй роман — «Санькя» — появился уже в столичном издательстве, но почти незаметно, без презентаций, без «шума и пыли», и, судя по всему, обещает стать одним из главных литературных событий года.
Особенно сильны в романе главы о вымершей уже среднерусской деревне, которая веками была кормилицей и оплотом страны. Уже не поднимающийся с постели дед Саньки олицетворяет то ушедшее поколение, которое умело и работать, и воевать, и терпеть голод. А после него — провал, вязкие, мелкие волны рождающихся и умирающих (быстро гибнущих) людей. И Санька со своими ровесниками, может быть, первое за долгое время поколение, способное на самоубийственный, но настоящий поступок…
Да, в нашей литературе такие безыскусные, искренние, взбадривающие книги — редкость. Тем более в последние два-три года, когда стабилизировано практически всё, и шаг влево, шаг вправо сделать мучительно сложно. Захар Прилепин, по крайней мере, в литературе его сделал.
Кирилл Серебренников, режиссер:
Самое сильное литературное впечатление за последний год? Захар Прилепин, «Санькя».
Александр Скляр, музыкант:
Сейчас меня тянет к прозе Захара Прилепина. Мне нравится то, что он делает, как он пишет, как мыслит. Нравится его интерес к русскому року. Я рад, что у нас есть такие писатели.
Игорь Скляр, актер:
Почти всё мне нравится у Прилепина — он хорошо чувствует время и людей в этом времени, даже не взирая на его политические взгляды. На мой взгляд, Прилепин — человек сильный, умный, опытный и талантливый.
Ольга Славникова, писатель, критик:
На ярмарке взяла книгу Захара Прилепина «Грех» и с радостью убедилась, что у нас есть такой настоящий хороший писатель, с хорошим русским языком, с хорошими образами.
Дуня Смирнова, сценарист, телеведущая:
Прилепин необычайно талантливый, я под таким большим впечатлением давно не была.
Мне кажется, за последние 10 лет есть две книги — полные антиподы по всему, но обе очень подлинные, с большим страданием: «Похороните меня за плинтусом» Санаева и «Санькя» Прилепина.
Боюсь, обоим их имена рядом покажутся издевательством больного женского мозга, но для меня оно — вот так. Прилепин совсем, совсем другой, чем мы, но очень сильный, яркий, мужской во всех чистых, первозданных смыслах этих слов.
Владимир Сорокин, писатель:
Кто из современных молодых писателей нравится? Интересно то, что делает Захар Прилепин.
Светлана Сорокина, телеведущая:
Есть такой неоднозначный писатель нижегородский — Захар Прилепин. Его считают леваком, почти экстремистом.
Он окончил Литинститут и очень хорошо пишет. Если не читали — почитайте…
Сергей Степашин, президент Российского книжного союза, экс-председатель Счетной Палаты РФ:
Нравится Захар Прилепин, несмотря на то, что человек он сложный, его вещи «Санька» и «Обитель» я считаю одними из сильнейших из того, что я читал в последнее время.
Марина Степнова, писатель:
У Захара Прилепина много поклонников и столько же — недоброжелателей, но и те и другие прекрасно понимают, что их дети и внуки будут изучать на уроках литературы именно прилепинскую прозу.
Илья Стогофф, писатель:
Алексей Иванов из Перми — титанище духа, и Захар Прилепин из Нижнего Новгорода — ух, какой! Горький наших дней. С их помощью потихонечку выстраивается то, без чего здоровая ситуация в литературе немыслима, — некая иерархия. Понятно, кто из нас лейтенант, а кто генерал-майор.
…Повторяю, русская литература сейчас — это Алексей Иванов и Захар Прилепин. Они — продолжатели традиций Тургенева, Горького и Шолохова.
Олег Табаков, режиссер, актер:
К сожалению, сейчас на хорошие современные пьесы неурожай. Поэтому пытаюсь рекрутировать в театр прозу Алексея Иванова и Захара Прилепина. Это очень значительные для меня фамилии и как для читателя, и как для человека театра.
Валерий Тодоровский, режиссер, продюсер:
Читаю роман «Санькя» Захара Прилепина. Я восхищен, это настоящее. Последние лет десять я тосковал по хорошей литературе. Не модной, а хорошей. Первым откровением стал Алексей Иванов, которого я прочитал запоем всего, а вторым — роман Захара Прилепина. У Прилепина к читателю очень короткая дорога, не надо мучиться, отгадывать какие-то авторские ребусы. Это серьезная драма с серьезными характерами.
Виктория Токарева, писатель:
Кого отметила бы из современных русских писателей? Есть такой писатель Захар Прилепин. Темы у него отвратительные (он — национал-большевик или иначе «нацбол», единомышленник Эдуарда Лимонова), но зато пишет замечательным языком!
Владимир Толстой, правнук писателя:
Захара Прилепина высоко ставлю. Его последний роман о Соловках — тяжёлая, но сильная и качественная литература.
Виктор Топоров, критик:
Открытие года — Захар Прилепин с романом «Санькя». Без стилистических вывертов, но с начисто вроде бы позабытым онтологическим отчаянием в одежде гражданского пафоса.
Захар Прилепин все ощутимее превращается в неформального лидера молодой прозы.
Артемий Троицкий, журналист, музыкальный критик:
С удовольствием читаю всё, что пишет Захар Прилепин. Я считаю его своим хорошим приятелем, надеюсь, и он меня тоже.
Михаил Трофименков, критик:
Захар Прилепин видит мир как художник-график, чертящий резкие, ломаные линии.
Роман «Санькя» вызывает «странно единые» ощущения. С одной стороны, Прилепин вроде бы сугубый реалист. Ни одного лишнего слова. Контрастные, мгновенные снимки уличных схваток, деревни, почти уже вымершей, привокзального шалмана. Но с другой стороны, такое патологически острое зрение — это уже не реализм, а сюрреализм. В дебютных «Патологиях» натурализм уличных боев в Грозном прорастал космическим апокалипсисом, напоминающим о фильмах Ридли Скотта. Такой же апокалипсис — финальный мятеж в «Саньке», хотя Прилепин не делает шага влево, шага вправо от фотофиксации действий героя: сказал, ударил, поджег, подумал, выстрелил. Хочется перелистать книгу, лучшую книгу года, назад. Чтобы герои остались в живых и чтобы понять, когда же Санькя уснул, не заметив, и начался страшный сон.
Людмила Улицкая, писатель:
Не так давно, несколько лет уже вышел очень интересный роман писателя Захара Прилепина, роман назывался «Санькя». Там в середине романа, я не знаю, это сознательно или это бессознательно, но там есть один эпизод. Умер отец у главного героя. Отец — алкаш, вся семья уже от алкоголизма вымерла, все мужики. И 23-летний парень везет своего мертвого отца, он так решил, что надо похоронить в деревне, на родине. Он точно знает, что последние 17 км дороги нет. Притом зима, притом не доедешь. Лютый холод. Он садится в автобус с гробом, мамой и сослуживцем и едет на кладбище. Не доехав 17 км, шофер разворачивается, вынимает гроб и дальше они тянут на веревке гроб. Ясно, что не дотащат, начинают замерзать. Тут проснулся алкаш в соседней деревне, последний мужик в деревне, накинул шубенку, запряг лошадку и вызволил их. Вы знаете, мне кажется, что это абсолютно идеальный ответ на вопрос о тайне славянской души. Я не знаю, он это делал сознательно или нет? Это очень мощное целеполагание с полным отсутствием здравого смысла. Теперь меня, конечно, убьют. Я, наверное, не должна была этого говорить. Но этот эпизод очень точно какие-то происходящие ситуации формализует. Хорошая метафора происходящего.
Протоиерей Алексий Уминский:
Захар Прилепин — это замечательно. Я его недавно для себя открыл. Читаю сейчас его рассказы. Очень правдивая, достоверная литература.
Николай Усков, писатель, издатель:
Захар Прилепин ко всему прочему еще талантливый писатель и яркий художник. Поэтому он очень удачно вписался в этот новый политический расклад. Таких взглядов он придерживался всегда. Он их особенно не менял. Они у него были такие. Просто они стали востребованы вдруг. И в этом смысле у Захара Прилепина есть позиция, ее надо уважать. Тем более что он яркий писатель.
Антон Уткин, писатель, режиссер:
«Санькя» Захара Прилепина останется в истории литературы. На мой взгляд это самый серьезный роман в нашей литературе за последние лет двадцать. Серьезный во всех оттенках смысла.
Алексей Учитель, режиссер:
Несколько месяцев назад я познакомился с писателем Захаром Прилепиным, произведения которого мне тоже очень нравятся. Это роман «Санькя», а из недавно прочитанных — сборник рассказов «Грех». Мне кажется, что это очень талантливый человек.
Прилепин, как один из немногих в литературе, умеет передавать драматизм не с помощью шокирующих эффектов, а путем улавливания эмоциональных состояний.
Владимир Фекленко, актёр:
Я очень люблю современного нашего автора Захара Прилепина. Я много раз его перечитывал, читал и снова перечитывал. Проще, когда это рассказы, такие как в сборнике «Грех». Это очень здорово. И это каждый раз заставляет меня думать. И все остальные книги — я все покупаю.
Сергей Филатов, Президент фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, руководитель администрации Президента Российской Федерации в 1993-96.:
Прилепин — новое имя, которое у нас появилось. Его повесть о Чечне, как оголенный нерв. Совершенно блестящая вещь… Язык, образы, построение самой книги, — все это потрясает.
Джонатан Франзен, писатель (США):
Представьте себе, сейчас я читаю «Грех» Захара Прилепина. Перевод так себе, но если читать между строк, то можно понять, почему в России людям так нравится эта книга. А еще Прилепин заставляет меня смеяться, это мне очень нравится.
Шамиль Хаматов, актёр:
Из современных авторов мне очень нравится Захар Прилепин, он написал замечательную книгу «Патологии» — про омоновца, который служит в Чечне.
Анатолий Чубайс, гендиректор РОСНАНО:
Захар Прилепин. «Некоторые не попадут в ад». Роман-фантасмагория. — Москва: Издательство АСТ, 2019. Мне очень важно, что думают, чувствуют и во что на самом деле верят люди, воющие на Донбассе. Прилепину удалось показать это так, что веришь каждому слову. Тем более что слово — язык книги — одновременно предельно достоверно и как-то по особенному художественно ярко. Удивительно, с учетом известных взглядов автора, что он не ушёл от описания грязноватых политических интриг внутри и вовне Донбасса. Мне кажется, что талант автора, который, собственно, и воссоздал всю эту реальность, сыграл с ним злую шутку. Сквозь всю книгу, сквозь бесшабашность, искренность, бескорыстность героев с каждой страницы сочится абсолютная и непробиваемая безысходность. И то, что автор, для которого это, похоже, настоящая личная трагедия, не скрыл это, делает книгу настоящим произведением литературы.
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), писатель:
Ключ к «нулевым» годам потомки будут искать в произведениях Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, Захара Прилепина и Алексея Иванова. Может, и найдут.
Я прочитал этот роман залпом, он произвёл на меня одно из самых ярких впечатлений за последние пару лет. Прилепин совершенно удивительный писатель, «Обитель» — удивительное произведение, самая настоящая большая литература, на мой взгляд. Это история длинная, сложная, но в ней как-то здорово всё складывается в единую правильную картину. Прежде всего, это история о человеке, который хочет жить — во что бы то ни стало.
Игорь Шайтнов, критик:
Захар Прилепин известен как политический деятель партии нацболов и уже о романе сказали, что это, вероятно, современный вариант романа «Мать». Что это, новое приглашение к революционной ситуации? Она в романе есть, но самое впечатляющее в романе то, что этот молодой писатель, ему нет еще тридцати лет, видит происходящее из глубины молодежного сознания, той его части, которая чувствует себя маргинализированной, не вписавшейся в современную ситуацию.
Александр Шаталов, поэт, критик, телеведущий:
Интересно следить, как Прилепин строит (выстраивает) себя, свою личность. И любопытно наблюдать как на наших глазах в стране появляется крупный национальный писатель. Не хватает у него может быть еще текстов, но я не могу назвать ни одного автора из новой генерации (до 60 лет ха-ха), которого можно было бы сравнить с ним и по уровню таланта и по степени ответственности.
Сергей Шаргунов, писатель:
Захар Прилепин вошел в шорт-лист Букера. С романом «Санькя». До этого Прилепин дважды попадал в шорт-лист «Национального бестселлера».
В независимости от того — дадут или нет, а скорее всего не дадут — продвижение Прилепина вперед и вверх — это знак.
Любой талантливый человек может стать большим писателем, может стать знаковым человеком, может получить славу. Что нужно?
Первое. Здоровая публицистичность. Готовность ловить общественные вызовы. Надо купаться в истории. В новейшей истории своей страны. Как в ледяной реке. Чувствовать, понимать и передавать жизнь народную. Вредно для писателя опасаться, что его произведение окажется скоропортящимся. Никогда большой писатель этого не опасался. Именно поэтому становился писателем большим. А размазывание каши манной, малодушное самокопание, маскирующее нелюбопытство к жизни, — сегодня не катит. Именно «актуальное» измерение всегда сопутствовало настоящей русской литературе. И это измерение вновь дает о себе знать.
Второе. Здоровая публичность. Наличие личности. Да, то, что помимо текста. «Крутизна» не только в тексте, но и как персонажа. Пускай морщатся недовольные, но от этого не убежишь: без интриги под названием «судьба автора», без магизма авторской биографии сам по себе текст его вянет.
Все это есть у Прилепина.
Роман «Патологии» про Чечню, где он воевал. Новый роман «Санькя» про радикальную организацию, где он состоит. Обаяние достоверности, подкрепленное исповедальностью, делает написанное Прилепиным — близким и дорогим открытому читателю. Написано просто, горячо, резко.
При чтении с Прилепиным хочется спорить, хочется самому участвовать в диалогах и сражениях его книг — и что тому причиной: актуальность темы или эмоциональность изложения?
Может быть, все дело в том, что Прилепин на хорошем русском, с поэтическими метафорами и психологическими загогулинами языке поэмы заговорил о том, о чем пока писали в основном языком газеты.
Но это-то надо уметь. Надо найти в себе смелость так, с вдохновением художника взяться за «актуальное». А смелых — всегда единицы.
Карен Шахназаров, режиссёр, гендиректор киноконцерна «Мосфильм»:
Вот Захар Прилепин появился. У меня он вызывает чувство такой симпатии, он человек харизматичный, энергичный, пассионарный…
Я вам рекомендую прочитать книгу Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад». И на Украине следовало бы почитать. Книга производит впечатление реальной правды человека, который всё это видел. И как талантливый художник, он описывает вещи такими, какие они есть. Я ничего подобного о событиях на Донбассе и об этой войне не читал.
Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии:
Я думаю, в высшей степени полезной была бы экранизация романа Захара Прилепина «Санькя». Это роман о молодом нацболе, о трагедии этого поколения людей, ощущение социальной конфликтности общества приводит к вооруженной борьбе, которая трагична в обществе, потому что она не решает никаких проблем. Это очень сильный роман, местами публицистический, местами роман, в котором есть приметы большой настоящей русской прозы. Похороны отца описаны просто первоклассно.
Юрий Шевчук, музыкант, поэт, лидер группы «ДДТ»:
Слово Захара Прилепина для меня значимо. Потому что хороший писатель.
Виктор Шендерович, писатель:
Замечательный, действительно без иронии, писатель Захар Прилепин, очень славно пишущий человек, при этом исповедующий такую радостную, пионерскую идеологию, и говорит: «Я верю, что Россия будет!»
Ульрих Шмид, публицист (Германия):
Прилепин — очень интересный феномен. Мне кажется, что с литературной точки зрения это очень хороший писатель, хотя с его идеологией я, конечно, не согласен. Но ведь то же самое можно сказать и про Достоевского: писатель великий, но — шовинист, империалист и антисемит. На Западе тоже хватает отличных писателей с чудовищной идеологией: К. Гамсун, Л.-Ф. Селин… Прилепин вполне может восприниматься на Западе как представитель поколения «разгневанных молодых людей» (по аналогии с английским литературным направлением 50-х гг.), поскольку его тексты тесно связаны с общественно-политической ситуацией в России.
Лев Штуден, культуролог:
Захар Прилепин — я им восхищаюсь. Недавно прочёл его книгу о соловецких лагерях, она оставила более сильное впечатление, чем «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Михаил Эдельштейн, критик:
В случае с Захаром Прилепиным интересно, по-моему, лишь одно: как может человек с умом, талантом и даже не без признаков довольно интенсивной внутренней жизни всерьез воспринимать всю эту возню в революционной песочнице, под «огромным портретом Костенко в военной форме» (Костенко — это у прилепинских революционеров фюрер такой, читай: Лимонов).
Леонид Юзефович, писатель:
Проза нижегородца Захара Прилепина говорит сама за себя и ни в каких предварениях и напутствиях не нуждается. Его роман «Патологии» посвящен чеченской войне, но сказать о нем только это — значит не сказать ничего. Это прежде всего замечательная проза, а потом уже — проза злободневная. Это книга о жизни и смерти, а потом уже — о так называемой «контртеррористической операции» в Чечне. Это тот редкий в нашей современной литературе случай, когда талант, интеллект и обжигающий душу военный опыт не разведены по разным судьбам, а слиты в одном человеке.
Сергей Юрский, актёр, режиссёр:
Я наконец почитал всерьез Прилепина, одного из людей, определяющих сегодня жизнь в литературе. И не только в литературе, но и в социальном ощущении, трогающего социальный нерв. Что бы я сказал Прилепину? Я, во-первых, сказал бы: поклон и уважение. Я почитал его свежие вещи и прочел наконец подаренный мне несколько лет назад роман «Санькя». Он очень современен, крайне. Он знает то, чего мы — принципиальные горожане в пятом-шестом поколении — не знаем. Он, житель провинции и даже сельской местности, знает, что именно там происходит — и могучее загнивание, и в какой-то степени пробуждение. Это хороший писатель, который умеет выражать свои ощущения и мысли, но я почувствовал, что у него еще есть и знания, которых мы не имеем. Еще раз понял, насколько же мы разные.
Алик Якубович, фотограф, поэт:
В числе лучших книг о любви — как ни странно, Захар Прилепин, «Патологии». Там все на контрасте — вот мужик в Чечне, на войне, а вот он же — мечтает, вспоминает, любит. Умеет Захар писать о любви как-то точно.
Владимир Яранцев, критик:
Есть одно сильное «Я», восходящее на небосклоне нашей литературы. Это Захар Прилепин.
Вадим Ярмолинец, писатель:
Из нехудожественной литературы я с интересом прочел главы книги Захара Прилепина «Леонид Леонов».
Автор романа о молодом экстремисте «Санькя» на этот раз взялся исследовать биографию известного советского писателя.
За жизнь и возможность работать Леонов заплатил рядом уступок, отношение к которым в наши дни потеряло былую однозначность.
И если до сих пор разговор велся о писателях-жертвах режима, которые нередко выводились в первый ряд именно благодаря своему мученичеству, то Прилепин дал нам возможность оценить эпоху с точки зрения писателя, пережившего ее и выжившего. Главы были напечатаны в нескольких номерах «Нового мира», а книга готовилась к изданию в серии ЖЗЛ, но пока я ее там не видел. Что ж, будет о чем писать в 2010 году!