Марк Гурьев
Захар Прилепин. Грех
Захар Прилепин - яркое событие в русской прозе последнего
времени. В России известность ему принес роман о чеченской войне
"Патологии". Затем прогремел и был отмечен "Санькя" (финалист
"Русского Букера-2006"), и тут уже сладко повеяло скандалом и в
нашей стране, поскольку бдительные журналисты латвийских СМИ
обнаружили в этой книжке художественную версию громкого убийства
в Латвии национал-большевиками судьи Яниса Лаукрозе&
Теперь перед нами еще одна книга Прилепина - роман в рассказах
"Грех". Несколько дней счастливой жизни Захара
Прилепина.
Предисловие к этой книге написал Дмитрий Быков и первой же фразой очень точно обозначил главную особенность прилепинского феномена:
"Не совсем понятно, что делать с Прилепиным, по какому разряду его числить. У нас такой литературы почти не было. Собственную генеалогию он возводит к Газданову и Лимонову".
Быков упоминает также Аксенова, который сам эту традицию определяет как байронитскую, однако замечает, что такое определение не совсем верно - Байрон большую часть жизни был раздражен и несчастен, как и главный русский байронит Лермонтов, а "проза Газданова, Лимонова, Аксенова и тридцатидвухлетнего Прилепина переполнена счастьем - радостным удивлением перед собственным существованием и великолепными возможностями, которые оно открывает".
Герой книги "Грех" как-то не похож на того Прилепина, каким он представляется, если почитать прессу (вот бравый омоновец с автоматом, вот экстремист-нацбол, вот он в Кремле у Путина&).
Герой Прилепина - молодой, сильный, здоровый, без денег, сентиментальный (жалеет щенков во дворе и заботится о них, тоже молодых, сильных, голодных, безродных, радостных), вышибала в ночном клубе, любимый, задиристый, провинциальный, наслаждающийся каждым мгновением жизни и чувством полноты бытия, омоновец (командир отделения во время боевых действий в Чечне), неотразимый, любовник, упоительный, грузчик хлебушка, филолог, рязанский парень из деревни&
Проходят перед глазами читателя фрагменты обыденной жизни писателя Захара Прилепина. Фрагменты-рассказы.
Самое возмутительное, что Прилепин счастлив не благодаря, а вопреки - отвратительной русской реальности, которая многих, таких, как он, давит и гонит в петлю, на иглу, на дно. И нацболом стал Прилепин потому , что ему - стыдно за ту Россию, которая вокруг него. "Она рождена быть красивой, богатой и сильной, как ты, а прозябает в ничтожестве.
Как так? Обидно!& Хватит внушать себе, что мир обычно хотят переделывать только убийцы. Мир хотят пределывать те, кто лучше этого мира; и далеко не всегда их труды напрасны& Еще десяток таких романов - и России не понадобится никакая революция&" (Д. Быков)
Не об этом ли Путин с Прилепиным беседовал и даже дерзости нацбольские терпел? Рассказы в книге очень разные - такие же, как и дни бывают у простого человека.
Первый - "Какой случится день недели" (про любовь, щенков и бомжей) - самый сильный и впечатляющий. "Грех" - грустный. "Карлсон" - веселый. "Шесть сигарет и так далее" (трудовые будни вышибалы) - добрый. "Ничего не будет" - пронзительно нежный и лиричный. "Белый квадрат" - ностальгический. А "Иными словами" - это Стихи Захарки.
"Если в электричке,
сидя друг против друга, мы прижмемся к обмороженному стеклу
щеками и
Постараемся соединить губы,
То на стекле останется бабочка,
а
На наших щеках рисунок пальцев всех
Желавших узнать, куда едем"