Владимир Константинович Сорокин
Случай, увы, не удивительный.
Замечательный, оригинальный, редкого мастерства композитор — забыт так, что и специалисты его едва помнят.
А включи «Когда проходит молодость» в исполнении Утёсова — скажут: ну, конечно, знаю!..
Владимир Константинович Сорокин родился 14 августа 1914 года в городе Полоцк Витебской губернии Российской империи — сейчас это Республика Беларусь, Союзное государство.
Семья — русская, рабочая.
Большую часть жизни Сорокин провёл в Ленинграде. Начальное музыкальное образование получил в детской художественной студии Ленинского района. Затем учился в Первом ленинградском музыкальном техникуме имени М. И. Глинки. В 1937 году окончил Консерваторию по классу композиции. Это, конечно, удивительная и показательная дата: две трети значимых советских композиторов, явивших свой песенный дар в годы Отечественной войны, окончили московскую и ленинградскую Консерватории в 1936-38 годах. То есть, мы должны понять: к началу 30-х в стране была сформирована социальная ситуация, когда дети крестьян, рабочих, мещан смогли массово получать бесплатное, высшего качества музыкальное образование. В качестве результата этих процессов страна получила беспрецедентное количество великих военных песен в годину беды.
Сорокин сразу удивил разнообразием и широтой музыкального таланта. Он сочинял романсы, фокстроты, к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина написал музыку к балету «Цыганы» (1937), а затем оперу «Хосров и Ширин» (1941).
В годы Великой Отечественной войны он, естественно, оказался в рядах музыкантов, призванных на военную службу в профессиональном своём качества: с 42-го по 45-й служил дирижером в частях Военно-морского флота, много выступая в частях и госпиталях, одновременно сочиняя военные песни.
После войны слава его упрочилась: с ним работали самые популярные исполнители эпохи — Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Владимир Бунчиков, Георгий Абрамов.
У Сорокина есть среди сочинённых им песен блюзы, которые отлично исполняла Эдит Утёсова, есть отличные хоровые, сделанные в традиционном русском фольклорном ключе вещи, есть марши, есть вальсы.
И во всех жанрах он был безусловно убедителен.
Помимо этого им сочинены: кантата «Утро отчизны» (1945), оратория «Ленин» (1947), хоровая сюита «Сады цветут» (1949, на стихи Александра Прокофьева), оперетты, симфоническая и камерная инструментальная музыка, детские пьесы, романсы на стихи Пушкина, музыка к драматическим спектаклям — в том числе к двум постановкам по пьесам Леонида Леонова («Половчанские сады» и «Нашествие»), а также к спектаклям по пьесам Горького и Константина Симонова.
Работал до самого своего ухода в 1977 году.
Чтоб осознать качество, как минимум, песенного дара Сорокина достаточно послушать «Вспомнить походы» в исполнении Абрамова или «Море» в исполнении Ивана Яшугина.
Впрочем, пожалуй, наибольшей славой пользовалась у него песня «Матросский вальс». Слушаешь её теперь и понимаешь — как же мы нынче испорчены: эту песню сегодня бы пошляки беспрестанно пародировали бы, ведь там матросы, оказавшиеся без женщин, танцуют друг с другом.
А тогда — и в голову никому не пришло б ухмыляться.
Итог такой: несколько песен его помнятся, авторство — уже нет, и даже фотографий Сорокина толком не найти нигде.
Зато можно послушать отличную песенку «У Рыбачьего», которую он сам поёт. Какой красивый был у него баритон!