Семён Аркадьевич Заславский
Семён Аркадьевич (на самом деле — Самуил Аронович) Заславский — родился на Донбассе, в Енакиево, 31 мая 1910 года. Это под Донецком, в Горловском районе. Впрочем в 1910 году — это была самая что ни есть Малороссия: огромная Екатеринославская губерния.
Соседствовала Екатеринославская губерния с территорией Войска Донского. Поэтому казачья тема, а также тема «речная» — днепровская и донская — стала для композитора родной навсегда. Тем более, что в 1917 году семья Заславских переехала в Ростов-на-Дону.
Заславский с юных лет занимался игрой на фортепиано, и уверял, что даже был аккомпаниатором на выступлениях борца Ивана Поддубного, когда тот приезжал с гастролями в ростовский цирк.
Окончил музыкальный техникум в Ростове-на-Дону по классу композиции; в 1936–1939 годах учился в Ленинградской консерватории — опять же по классу композиции.
В довоенные годы Заславским написаны и поставлены первые оперетты — «Сын моря» (1933, Ростов-на-Дону, Театр музыкальной комедии), «Соловьиный сад» (1938, Харьков, Театр музыкальной комедии), «Зелёный шум» (1939, там же) и «Искатели сокровищ» (1941, Ростов-на-Дону, Театр музыкальной комедии).
В 1942-43 годах — Заславский заведующий музыкальной частью Иркутского драматического театра; в 1944-45 годах — дирижёр Московского театра миниатюр; в 1945-46 — дирижёр Одесского театра музыкальной комедии, с 1947-го — работает в Ростовском театре музыкальной комедии.
В 1954 году переехал в Москву.
Заславский создал 14 оперетт — удивительно, но это был популярнейший жанр в самые суровые сталинские годы.
Помимо всего прочего, он написал около двухсот песен, среди которых множество настоящих шедевров, выводящих его имя в самый первый ряд.
Песни Заславского в разные годы исполняли: Вадим Козин, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Николай Рубан, Владимир Трошин, Ольга Воронец, Майя Кристалинская.
При том, что у Заславского не было обескураживающих песенных удач, сам его «средний уровень» — упоительно хорош. Это классик, назовём это, «обычной советской песни» — которая звучала тогда по радио и с пластинок.
И только сегодня, возвращаясь к этой самой обычной песне, вдруг испытываешь натуральный культурный шок: как же это прекрасно. Какие удивительные мелодии — положенные на удивительные стихи — и удивительными голосами исполненные, под не менее удивительные оркестровки.