Рейнгольд Морицевич Глиэр

Рейнгольд Морицевич ГлиэрРодившийся 11 января 1875 года в Киеве Рейнгольд Морицевич Глиэр — русский и советский композитор, дирижёр, педагог, один из символов сталинского СССР — никакой, строго говоря, не песенник.

Но так как умел он и все — когда Родина просила, — а именно: в дни суровые войн и противостояний, он сочинял и массовые песни.

Да какие: «Раз, два, любо-хорошо мы ходили на войну!»

Можете вообразить себе сегодня подобные песни, сочинённые сановитыми классическими мастерами?

А тогда — пожалуйста! Песня с рефреном: «Будем бить, чтоб эта мразь / Никогда не поднялась!» — Глиэр.

Но мы забежали вперёд.

Будущий лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950), кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1950, 1955), при этом трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, автор музыки гимна Ленинграда и боевых антифашистских песен — сын немца, эмигрировавшего в Россию, и поселившегося в русском городе Киеве.

Отец был мастером по производству медных духовых инструментов.

Мать — малороссиянка: Жозефина Викентьевна Корчак.

В 1894 году Рейнгольд окончил Киевское музыкальное училище и поступил в Московскую консерваторию (класс скрипки), которую окончил в 1900 году. С того же года преподавал, сочинял, в 1913-м Правительствующим сенатом ему было присвоено звание личного почётного гражданина.

С 1913 года (по 1920-й) — профессор Киевской консерватории.

С 1920 (по 41-й) — профессор Московской консерватории по классу композиции. Среди его великих учеников — мой земляк, автор «Смуглянки» и «Эх, дороги…» — Анатолий Григорьевич Новиков.

Но вообще: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым», — писал Сергей Прокофьев.

С 1939 (по 1948-й) — председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Основные произведения: опера «Земля и небо» по Дж. Байрону (1900), опера «Рашель» (либретто, между прочим, Михаил Булгакова) по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942–1943), балет «Хризис» (1912), опера «Шахсенем» (1927), балет «Красный мак» (1927), балет «Медный всадник» (1945–1948), балет «Тарас Бульба» (1951–1952), симфонические произведения: Первая симфония (1899), Вторая симфония (1907), Третья симфония «Илья Муромец» (1909–1911), «Запорожцы» (1921), Увертюра на славянские темы (1941), Концерт для арфы с оркестром (1938), Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943), Концерт для виолончели с оркестром (1945–46), Концерт для валторны с оркестром (1951), Концерт для скрипки с оркестром (1956), около 20 хоров, примерно 150 романсов, музыка к спектаклям драматического театра, киномузыка.

Огромный был человек.

Малороссийская тема была ему не чужда. Но вообще Глиэр был за дружбу народов за сохранение национальных традиций и колорита, за поиск путей их слияния, и это не было чем-то умозрительным — он жил и работал в Киеве, Москве, Баку, Ташкенте, погружаясь в местный фольклор

 Отсюда его увертюра «Ферганский праздник» (1940), увертюра «Дружба народов» (1941), увертюра на славянские темы (1941), симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943) и так далее, и тому подобное.

Короче говоря: настоящий русский советский композитор невероятных масштабов, из большого русского композитора обратившийся в большого советского композитора, не поступившись, по сути, ничем: как Блок и Брюсов в поэзии, Сергеев-Ценский и Вересаев в прозе, Игорь Грабарь и Пётр Кончаловский в живописи. То и было сохранением великой преемственности.

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ