Павел Кузьмич Аедоницкий
Вместе с возвращением земли Луганской в состав России, возвращается имя Павла Кузьмича Аедоницкого — замечательного композитора, которого теперь точно «украинским» никто не назовёт. Нет, ничего плохого в украинских композиторах нет, но Аедоницкий именно что русский — и по происхождению своему, и по основам музыкального дара.
Аедоницкий родился 19 августа 1922, в селе Троицкое Луганской области.
В роду Аедоницких было множество музыкантов. Сама их фамилия имеет «музыкальное» происхождение: в 1840 году Парфений, архиерей Владимирский, благословил ее присвоение выпускнику Владимирской семинарии, обладателю прекрасного, красивого, как у соловья, голоса Федору Андрееву. Соловей на древнегреческом — «аэдонис».
Дед композитора Павел Фёдорович Аедоницкий, за уникальный бас был возведён в сан протодиакона и приглашён в Московский Синодальный хор. Шаляпин как-то сказал ему: «Если бы у меня был такой голос, то я был бы великий артист».
Затем дед стал протодиаконом кафедрального Спасо-Преображенского собора Нижегородского кремля.
Отец — Кузьма Павлович Аедоницкий в молодости пел в хоре Мариинского театра в Петербурге.
Мать композитора умерла, когда ему было три года.
Из Луганской области Павел с отцом перебрались в Горький (Нижний Новгород).
Отец работал ветеринарным врачом.
Вспоминают: отец-ветеринар превосходно пел, иногда дуэтом с дочерью, а старший брат Всеволод аккомпанировал им на фортепиано. Иногда не только у них дома, но и под окнами собиралась публика послушать.
Но сказка скоро закончилась: отца забрали в 1937-м и он не вернулся.
Павла взяла на воспитание тётя.
Он окончил историко-теоретическое отделение музыкального училища. В 1941 году поступил в медицинский институт.
В 1943 году Павел Аедоницкий начал военно-медицинскую службу на курсировавшем по Волге теплоходе «Карл Либкнехт», где был размещён эвакуационный госпиталь. Тогда же и начал писать свои первые песни.
По окончании войны Аедоницкий окончил Музыкальное училище при консерватории, а затем Институт имени Гнесиных. Всё это время он продолжал сочинять песни, постепенно приобретая весомое имя.
Ничего украинского, казачьего, донбасского в его наследии, может, даже к сожалению, нет; притом что в Луганске очень чтят своего земляка.
Однако в музыкальном смысле он сформировался уже здесь, классическое его образование — очевидно.
Аедоницкий заведовал музыкальной частью Горьковского драматического театра, писал музыку к спектаклям, а с 60-х годов и к фильмам («Встречи на рассвете», 1968; «Последние каникулы», 1969; «Опекун», 1970 и др), сочинял оперетты и хоровую музыку.
Но главную известность ему принесли его песни, которых он написал более двухсот.
Тема войны и тема Волги, волжских городов — основные (но, конечно, не единственные) у Аедоницкого.
Послушайте, как мощно звучит «Старый солдат» — сильнейшая и подзабытая песня в исполнении Павла Бабакова. Как удивительно мелодичны его «волжские» композиции, кажущиеся родными для русского слуха, русского человека.
Сочинения Аедоницкого исполняли главные советские звёзды — Бунчиков, Трошин, Кобзон…
Он был композитором, пожалуй, первого ряда: при всей колоссальной конкуренции, что была тогда.
О личной жизни (три жены), характере (он был непростой) и прочем рассказывать не станем. Лучше песни переслушать. Или открыть для себя.