Оскар Давидович Строк

Оскар Давидович СтрокОскар Давидович Строк — великолепное латышско-еврейское пополнение в истории советской музыки сталинского периода.

Он родился 18 января 1893 года в Динабурге, — этот, второй по величине после Риги город в Латвии, в 1656–1667 годах, когда впервые вошёл в состав Московии, именовался Борисоглебов, — тогда же, в 1893 году это была: Витебская губерния, Российская империя.

Дни свои завершил (в 1975 году) — в Риге, Латвийская ССР, СССР.

Всю жизнь он, несмотря на путешествия и поиски свои, оставался русским, российским композитором — в том числе и потому, что все композиции его исполнялись на русском языке.

Оскар Строк именовался «рижским королём танго», хотя вполне вправе именоваться «русским королём танго».

Отец его был армейским музыкантом, затем руководил клезмерской капеллой в Динабурге, играл на нескольких инструментах — флейта, кларнет, фортепиано.

Семья их, как, скажем, и в случае с братьями Покрасс, была высокоодарённой и, что называется, неслучайной. Старший брат — Авсей Давидович Строк стал знаменитейшим импресарио на Дальнем Востоке, в Япония и Китае. Другой брат — Лев Давидович Строк уехал в США и стал там композитором и песенником. (Но наш — безусловно лучше).

Оскар учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано.

Работал в основном в Риге, но в 1925 году искал славы в Париже, в 1931 году — в Берлине (1931), затем — в Харбине у брата Авсея.

Великую Отечественную, с 1941 по 45-й, провёл в Алма-Ате. Затем трудился на музыкальной ниве в Риге и в Москве.

Первые свои шлягеры, принесшие ему известность — «Чёрные глаза», «Скажите, почему», «Лунная рапсодия», — сочинил ещё в 30-е.

Во время Великой Отечественной работал в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, создал множество отличных советских патриотических песен; гастролировал вместе с Клавдией Шульженко.

Вложился в создание музыки к фильму «Котовский», где, кстати, сыграл эпизодическую роль аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.

Сочинял он, вопреки распространённому мнению, далеко не только танго. Всего он оставил порядка 350 сочинений, а танго из них — 44.

«Лунная рапсодия» его, конечно, безусловная классика, но лично я в полном восторге от «Яшки-коммивояжёра» (супер-хит 20-х) и от «Кати» (супер-хит 30-х). Что же касается танго — то «Былое увлечение» — покорительно.

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ