Юрий Сергеевич Милютин

Юрий Сергеевич МилютинВпервые столкнулся с именем этого композитора в мемуарах поэта Евгения Долматовского, который рассказывал, что в предвоенные годы появились такие отличные ребята, как Богословский и Милютин. Про Богословского знают все, интересующиеся советской песней, а тут у многих пробел.

Но в этом есть своя радость — живёшь, живёшь и вдруг открываешь для себя удивительного композитора.

Юрий Сергеевич Милютин родился 18 апреля 1903 года в Москве, в семье служащего.

Сталинскую премию он получил только в 1949 году, народным артистом РСФСР стал и того позже — в 1964-м.

Тем не менее, началось всё куда раньше — и музыкальному его долгожительству можно только позавидовать.

В ранней молодости Милютин служил драматическим актёром в Камерном театре, дружил с имажинистом Николаем Эрдманом, к спектаклю которого «Копилка» сочинил музыку — и было в ту пору Милютину только 19 лет.

Этот тандем и сочинил одну из самых знаменитых песенок 20-х годов «Шумит ночной Марсель»: Эрдман написал стихи, Милютин — музыку.

Тогда эту песню распевали все, но, вот чудо, я ещё помню, как в 70-е слова её переписывали в «песенниках» девчонки и мальчишки позднего СССР.

В 1924 году, то есть, в 21 год Милютин сочинил первую свою оперетту — для Московского театра «Эрмитаж», называлась она «Балерина императорских театров».

Работал тапёром в московских кинотеатрах, продолжал писать музыку для спектаклей, и в 30-е, наконец, обрёл славу — как один из самых значимых молодых композиторов.

За песню «Гибель Чапаева» в 1936 году получил 1-ю премию на конкурсе ЦК ВЛКСМ.

В 1938 году появилась милитаристская «Нас не трогай», а в следующем, 39-м, — совершенно упоительная «Чайка».

Всю Отечественную Милютин отыграл в прифронтовых частях и в госпиталях.

Послушайте песню 1942 года «Голубой конверт» — ну, шедевр ведь!

Любой советский человек, переслушивающий Милютина, неизбежно поймёт, что эти песни сопровождали, как минимум, часть его жизни, звуча при самых разных обстоятельствах.

Например, под «Когда поют солдаты» мы маршировали в казарменные годы, «Ленинские горы» часто звучала по радио в моей советской юности — и только сейчас я понял, до чего это красивая мелодия, что до песни «Мы из Одессы моряки» — я даже не помню, откуда её так хорошо знаю; видимо, она сразу жила во мне, с первого пережитого и хоть как-то осмысленного Дня Победы.

Ну и, наконец, «Песня о Цусиме» — это вообще что-то невозможное!

Ещё Милютин сочинил музыку для десятка советских фильмов, в том числе для фильма «Сердца четырёх».

Такой вот был мастер.

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ