Юрий Сергеевич Милютин

Признаться, даже имени его я до недавних пор не знал. Впервые столкнулся с ним в мемуарах поэта Евгения Долматовского, который рассказывает, что в предвоенные годы появились такие отличные ребята, как Богословский и Милютин. Про Богословского знают все, а тут был пробел у меня.

Но в этом есть своя радость — живёшь, живёшь и вдруг открываешь для себя удивительного композитора.

Юрий Сергеевич Милютин родился 18 апреля 1903 года.

Сталинскую премию он получил только в 1949 году, народным артистом РСФСР стал и того позже — в 1964-м.

Тем не менее, началось всё куда раньше — и музыкальному его долгожительству можно только позавидовать.

Родился в Москве в семье служащего. В молодости был драматическим актёром в Камерном театре (1920), дружил с имажинистом Николаем Эрдманом, к спектаклю которого «Копилка» сочинил музыку — и было в ту пору Милютину только 19 лет.

Этот тандем и сочинил одну из самых знаменитых песенок 20-х годов «Шумит ночной Марсель»: Эрдман написал стихи, а Милютин музыку.

Тогда её распевали всё, но, вот чудо, я ещё помню, как в 70-е слова её переписывали в «песенниках» девчонки и мальчишки позднего СССР.

В 1924 году, то есть, в 21 год сочинил, первую оперетту для Московского театра «Эрмитаж», называлась она «Балерина императорских театров».

Работал тапёром в московских кинотеатрах, продолжал писать музыку для спектаклей, и в 30-е, наконец, обрёл славу — как один из самых значимых молодых композиторов.

За «Гибель Чапаева» в 1936 году получил 1-ю премию на конкурсе ЦК ВЛКСМ.

В 1938 году появилась милитаристская «Нас не трогай», а в следующем, 39-м, — совершенно упоительная «Чайка».

Всю Отечественную, естественно, отыграл в прифронтовых частях, в госпиталях, и тому подобное.

Послушайте песню 1942 года «Голубой конверт» — ну, шедевр ведь.

Когда я начал слушать песню на музыку Милютина, я скоро понял, что песни его сопровождали мою жизнь при самых разных обстоятельствах.

Под «Когда поют солдаты» мы маршировали в казарменные годы, «Ленинские горы» раздавались из радио в моём советском детстве — и только сейчас я понял, до чего это красивая песня, что до песни «Мы из Одессы моряки» — я даже не понял, откуда её знаю; видимо, она сразу жила во мне, от рождения.

Ну и, наконец, «Песня о Цусиме» — это вообще что-то невозможное. Величественное сочинение и пронзительное.

Написал музыку для десятка советских фильмов, в том числе для фильма «Сердца четырёх».

 


ЛУЧШИЕ ПЕСНИ

:
:
Скачать все песни


 

Купить книги:



Соратники и друзья