Людмила Алексеевна Лядова
Людмила Лядова родилась 29 марта 1925 года — в следующем году будем отмечать (надеюсь) сто лет со дня рождения этого замечательного советского композитора.
Заметим, что в нашей коллекции крупнейших композиторов-песенников сталинского времени насчитывается почти 70 имён — и, нечего скрывать, это единственная женщина, начавшая свой путь композитора в ту эпоху и оказавшаяся в этом списке.
Немногим позже, уже в хрущёвские времена, придёт Пахмутова — но это уже другие времена, а Лядова успела застать ещё ту, прежнюю, суровую, военную эпоху — и стать по-настоящему знаменитой в те годы, когда мужчины создали невероятную конкуренцию в жанре советской песни.
Родом Лядова из Свердловска, отец её был солистом Свердловского оперного театра, мать — по образованию хормейстер, дирижировала, пела в Свердловской филармонии.
Родители серьёзно готовили Лядову к карьере пианистки — и уже в юные годы она показывала невероятные способности, участвовала в крупнейших советских фестивалях.
В военные годы вместе с матерью выступала в воинских частях и госпиталях. Причём выступала сначала как пианистка, а затем и как певица — в дуэте с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они даже получили звание лауреатов Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Училась в Свердловской консерватории одновременно и в фортепианном классе, и на композиторском отделении. Окончила консерваторию в 1948 году.
В 1951 году Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР и переехала в Москву.
С конца 40-х Лядова работала во всех мыслимых жанрах советской песни. Она писала марши — их исполнял Хор Александрова. Она писала казачьи песни. Она писала колыбельные, любовную лирику, военные и производственные песни, они писала танцевальную музыку — включая танго, вальсы и твисты. И ещё детские песни сочиняла. Прозвище у неё было Мадам тысяча вольт — такая энергия от неё исходила.
Между прочим, пять раз замужем была. За солистом цыганского ансамбля, за танцовщиком балета, за инженером, за известным певцом и за саксофонистом, с которым увлеклась рыбалкой. Похоже на рассказ то ли Чехова, то ли Довлатова.
В 87 лет впервые совершила полет на дельтаплане. Но вообще она всю жизнь натурально летела.
Мне, признаться, нравятся совсем ранние вещи Лядовой — в основном 50-х годов.
Потом её творчество начало обращаться в позднюю «советскую эстраду», которую я втайне совсем не люблю, и к которой настроен почти враждебно.
А вот творческая юность этого композитора — по-настоящему очаровательна и солнечна, ярка и оптимистична. Прямо видно (и слышно), как пенился, закипал удивительный её дар.
В марте 1985 года состоялся юбилейный вечер Людмилы Лядовой в Москве в Колонном зале Дома Союзов.
Всего Лядова написала, только не пугайтесь, 800 песен. Их исполняли примерно все: от Утёсова, Нечаева и Трошина до Зыкиной, Великановой, Кристалинской, Миансаровой, Образцовой, Толкуновой и Шульженко. И Хиль, конечно, и Богатиков пели её песни.
Помимо прочего, она автор оперетт — в том числе под названием «Атаманша», и мюзиклов — в том числе под названием «Душа солдата».
Настоящая советская суперзвезда, в общем. Сейчас бы точно была в строю, и уже сочинила б дюжину солдатских песен. Кино бы про неё снять. Да где ж такого сценариста найти. К тому же сценаристам нужны ж козни НКВД, посаженные в тюрьму мужья, репрессированные родители — а тут: великая советская мечта, как она есть. Вертикальный взлёт, полное признание во всех творческих статусах и абсолютная слава.