Иван Иванович Дзержинский

Иван Иванович ДзержинскийВиднейший, но, кажется, совсем забытый советский композитор, однофамилец великого революционного деятеля — Иван Иванович Дзержинский родился 9 апреля 1909 года.

Он не был ни поляком, ни (как особо возбужденные возможно подумали) евреем (посмотрите на это русское «гагаринское» лицо!) — самый что ни есть русский человек, из русской семьи, родом — тамбовский.

В 1929 году поступил в Техникум имени Гнесиных, где обучался в классе композиции.

В 1930 году переехал в Ленинград. В 1931-32 годах учился в Ленинградской консерватории, откуда его отчислили за прогулы. Однако стремительной его карьере недостаток образования не помешал.

О том, как Дзержинский стал знаменит, я много пишу в книге «Шолохов. Незаконный». Да, это именно он, совсем молодой, но амбициозный и дерзкий композитор решил написать оперу «Тихий Дон», и смог уговорить Шолохова пойти ему навстречу. При том, что Шолохов любил только казачьи песни, а оперу — не очень. 

Тем не менее, опера была закончена к 1935 году, сначала была поставлена в Ленинграде, а в 1937 году — и в Москве; на неё ходил лично тов. Сталин, а следом и все его наркомы, и премьера широко освещалась на государственном уровне. Премьера оперы, на минуточку, о казаках — которые совсем ещё недавно считались «контрой» недобитой. И вот уже вопросы казачества оказались в самом центре советской культуры. 

Заметим, что Шолохову было в ту пору 32 года, а Дзержинскому — 28! Такие были времена — дорога молодым была распахнута настежь: только творите.

Там же, на московской премьере, Дзержинский, давая первое интервью, сказал, что следующей его работой будет опера «Поднятая целина». Надо сказать, что к 1937 году ни «Тихий Дон», ни «Поднятая целина» Шолоховым закончены не были — так что Дзержинский делал оперы по текстам, которые ещё находились в работе. В итоге обе постановки охватывали лишь часть известного нам классического повествования.

Для тамбовского Дзержинского тема казачества была явно не чужой. В итоге он её, что называется, оседлал, и с этой темой в конце 30-х пережил зенит своей славы.

Едва ли можно назвать оперу «Тихий Дон» большой удачей (там по-настоящему удался только финальный музыкальный фрагмент — с него и начинается наша подборка) — однако успех тогда был оглушительный. Объяснялся он и тем, что советских опер тогда за единичным исключением не было вовсе, и натуральным культом шолоховского романа, который уже полюбили миллионы советских читателей — и тем не менее.

В 1937 году Дзержинский закончил оперу «Поднятая целина». В 1939 году появилась третья его опера — «Волочаевские дни». 

С началом Отечественной Дзержинский одним из первым приступил к работе над военными песнями.

В 1943 году в Чкалове, а затем и МАМТ им. Станиславского в Москве осуществили постановку новой оперы Дзержинского — «Надежда Светлова», посвящённой обороне Ленинграда.

Помимо опер в годы войны он создал ряд камерных произведений: вокально-лирический цикл «Первая любовь» (на стихи Фатьянова, 1943) и сюиту для фортепиано «Русские художники», навеянную впечатлениями от картин великих русских живописцев — Сурикова, Левитана, Крамского, Шишкина, Серова — эта работа, конечно, знаменовала «правый поворот» в советском искусстве, когда «наследие царского режима», вытесненное в середине 20-х — начале 30-х, вновь стало полноправной частью национального искусства.

После войны Дзержинский написал музыкальную комедию «В зимнюю ночь» по повести Пушкина «Метель». Премьера состоялась в Ленинградском театре музыкальной комедии в 1946 году. 

В 1950 году Дзержинский получил Сталинскую премию.

Помимо вышеназванного написал музыку к фильмам: «Инженер Гоф» (1935), «На отдыхе» (1936), «Когда казаки плачут» (1963) — по донским рассказом Шолохова, а режиссёром этого фильма был… Евгений Моргунов, да-да, тот самый.

Едва ли о Дзержинском можно сказать, что он был большим композитором, и поставить его в один ряд с Блантером и Новиковым, Соловьевым-Седым и Богословским.

Тем не менее, послушайте его песни. Они замечательно передают и колорит эпохи, в них есть и своё очарование, и своя прелесть. 

Имел ли он чётко поставленный собственный голос? Вопрос дискуссионный. Но дерзко брался за многое, и несколько раз — у него получалось.

А сделать дюжину песен, которые пелись страной — разве ж этого мало?

Так что, добрая память товарищу Дзержинскому. Был и такой композитор. Достоин, чтоб минимум раз в год его вспоминали. А то и перепевали заново лучшие его вещи.

Он был композитор среднего ряда великой эпохи. Но середняки тогда были такие — нам и не снилось. Нынче подобные мелодии и лучшим из лучших не даются.

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ