Георгий Васильевич Свиридов
Георгий Васильевич Свиридов, русский советский гений, родился 16 декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии. Корни его семьи — с верховьев Дона, с Воронежской губернии.
Отец его, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было 3 года.
С 1929 по 1932 год Георгий Свиридов учился в курской музыкальной школе; в 1932 году переехал в Ленинград, где продолжил учёбу в музыкальном техникуме. С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции.
В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
С конца 30-х годов — он настоящая советская звезда.
Вообще, читая дневники ценителей музыки той поры, не перестаёшь удивляться обыденностью немыслимого: сегодня люди идут на Шостаковича, завтра на Прокофьева, послезавтра на Свиридова.
«Мы какого гения сегодня пойдём послушаем, дорогая?»
И если б только этими огромными именами ограничивалась советская музыка!
И если б такое было только в музыке! Нет, схожая ситуация наблюдалась и в литературе, и в живописи, и в театре, и в кинематографе, и в архитектуре, и много ещё где. Время титанов.
Парадокс в том, что ту же эпоху, нисколько не стесняясь, иные зовут «временем воцарившейся серости». И тут даже непонятно, с какого места надо начинать спорить.
Впрочем, объяснения такому мнению, как ни странно, есть.
Скажем так: «верхний уровень» советской культуры был невероятно высок — более того, он был по мировым меркам беспрецедентен. Мы лидировали в мире сразу по нескольким направлениям в культурной сфере.
Вместе с тем «средний уровень» по Советскому Союзу был, если так можно выразиться, слишком средний — но и тому есть объяснение. Страна массово, в промышленных масштабах учила на поэтов, художников и композиторов вчерашних крестьян, рабочих, мещан. Далеко не из всех получались истинные мастера, какой, например, получился из ребёнка почтового служащего и учительницы — в случае Свиридова. Но, так или иначе, возможность явить свои сочинительские навыки предоставляли слишком многим: иначе зачем учили и тратили на них государственные деньги? И эта слишком широкая палитра давала (ложное, в конечном итоге) ощущение понижения планки. Если ещё 25 лет назад, «при прежнем режиме», сочиняли (писали, рисовали) в основном только «образованные господа», которые, худо ли бедно, организовали ценз в культуру — то теперь пробовал себя по всем направлениям народ.
Да, Свиридовы массово не рождаются, хотя при Сталине думали иначе. Но из дня нынешнего мы должны понимать, что у многих мировых народов вообще не случались никогда ни Шостакович, ни Прокофьев, ни Свиридов — ничего соразмерного они так и не породили.
Так что, надо не горевать по поводу «слишком среднего» среднего уровня (он, повторимся, объясним) — а радоваться тому, что социальный переворот 1917 года высвободил колоссальные возможности нации (многих российских наций сразу, но в первую очередь всё-таки — русского народа).
Первые сочинения Свиридова: Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфония № 1 (1937), камерная симфония для струнных инструментов (1940).
Свиридов не работал в жанре массовой песни сталинской и постсталинской эпохи; однако он оставил множество вокальных сочинений — и не упомянуть его имя в ряду композиторов-песенников той поры было бы несправедливым.
В 1946 году Свиридов получил Сталинскую премию первой степени — за выдающиеся работы в области музыки.
Депутат Верховного Совета пяти созывов, четырежды награждённый орденом Ленина — он был вознесён на самую вершину музыкальной иерархии страны Советов.
Из числа песенного наследия Свиридова упомянем 6 романсов на слова Пушкина (1935), 7 романсов на слова Лермонтова (1938), 3 романса на стихи Блока (1941), вокальный цикл «У меня отец крестьянин» на стихи Есенина (1957), цикл «Слободская лирика» — семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958), «Патетическую ораторию» на слова Маяковского (1959), кантату для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Пастернака (1965), кантату «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского (1976), «Песнопения и молитвы» для хора без сопровождения (1994).
Кроме того Свиридов написал музыку к ряду советских культовых фильмов: «Поднятая целина» по Шолохову (1939), «Пржевальский» (1951), «Воскресение» по Льву Толстому (1960), «Русский лес» по Леониду Леонову (1964), «Метель» по Пушкину (1964), «Время, вперёд!» по Валентину Катаеву (1965).
Мелодии из «Метели» и фильма «Время, вперёд!» известны большинству жителей России даже если они не помнят имени композитора, сочинившего эту удивительную музыку.
Любопытный факт: Свиридов сочинял музыку и к «Золотому телёнку» режиссёра Швейцера — и в фильме осталось несколько его тем, но при этом по причине некоей ссоры, в итоге был взят другой композитор, и в титрах имени Свиридова нет.
В поздние годы Свиридов занимал радикально русофильские, антилиберальные, антиперестроечные позиции, и, признаться, слыл антисемитом, что ему в культурных кругах не простили — в том числе, между прочим, и в мировых, где имя Свиридова было почти табуировано.
Заново вокальные композиции Свиридова для западной публики открывал Дмитрий Хворостовский, исполнявший (с огромным успехом) на главных мировых площадках ряд свиридовских песенных циклов.
Однако по сей день не покидает ощущение, что даже у нас в полной мере Свиридову ещё не воздали по заслугам. В управлении культурой по-прежнему присутствуют люди, которые Свиридова помнят и втайне его ненавидят. За то, что он их и подобных им — презирал.