Борис Иванович Фомин

Борис Иванович ФоминРусский советский композитор Борис Иванович Фомин родился в 1900 году и прожил 48 лет.

Из великого числа композиторов сталинского времени — величайших мастеров своего дела, сочинивших воистину народные песни, — Фомин, как мало кто, имеет основания именоваться подобным образом: «русский советский» — можно даже через запятую.

Все мы знаем такие замечательные романсы, как «Дорогой длинною и ночью лунною», «Только раз бывают в жизни встречи», «Эх, друг, гитара, что звенишь несмело».

Многие наверняка уверены, что их сочинили какие-то эмигранты.

А может, это вообще песни середины XIX века — скажут другие, — скорей всего, народные или цыганские.

Вот и нет! Это советские романсы.

Поразительный случай: Фомин — автор и классических романсов, перепетых сотни раз сотнями исполнителей, и героических советских песен, известных всей стране, — таких, как «И не раз, и не два», или «Маленькая Валенька».

Не говоря про песню «Спит деревушка, только старушка ждёт-не дождётся сынка» — одну из самых пронзительных и любимых народом песен военной поры.

Композиторские возможности его, прямо говоря, были уникальными. Хотя имя его, увы, едва ли сравнится в известности с Дунаевским или с Богословским.

Фомин воевал в Гражданскую в Красной Армии, прославился в 20-е как лучший автор романсов в России, в 1937 году попал по экономической статье в Бутырскую тюрьму, где провёл около года; в годы войны вернул себе имя, написав около 150 фронтовых песен, и дав сотни концертов на передовой.

Биография — готовый фильм!

Сняли бы?

Вы ещё до конца его безумной истории не знаете!

Нотную запись своих песен он не делал — многие утеряны. Но те, что сохранились обеспечивают ему великое имя в числе самых избранных.

И в этом смысле отдельно надо рассказать про сочиненную им в 1924 году песню «Дорогой длинною…» («Ездили на тройке с бубенцами»).

Наряду с «Подмосковными вечерами» Соловьева-Седого, «Катюшей» Блантера и «Одинокой гармонью» Мокроусова — это натуральный мировой хит XX века.

Но, увы, не с такой счастливой судьбой для автора.

С одной стороны, её перепевали многие звезды. Именно вариант Фомина — со ссылкой на имя Фомина, как автора.

С другой — еврейский прохиндей (писатель и музыкант) Джин Раскин, чуть изменив мелодию, в 1962 году зарегистрировал на себя эту музыку — и с тех пор ворованная им песня (по сути, повторимся, дубль мелодии Фомина) гуляет по миру.

Например, в 1968 году Пол Маккартни продюсировал молодую певицу Мэри Хопкин и предложил ей исполнить песню Раскина (на самом деле — Фомина). Итог: 1 место в британском хит-параде. 6 недель она там провисела и ни одна сволочь так и не рассказала, что вся Британия поёт песню советского композитора.

В США песня Раскина (Фомина) в исполнении Хопкин дошла до 2 места, и тоже стала американским народным хитом; но и там правды не рассказали.

С тех пор песню Раскина (Фомина) исполняли по миру Сенди Шоу, Делида, ещё сто певцов и групп, а 50 cent взял её мелодией для бита одного из первых своих хитов; ныне эта песня существует на польском, португальском, шведском, чешском, венгерском, китайском, турецком, испанском языках, на иврите, и так далее, и тому подобное — версий не счесть. Но в 9 случаев из 10 автором обозначают этого прохиндея Раскина!

По сути — нам весь мир должен. Нам, а не этому Раскину.

Такие дела, родня.

В позапрошлом году я специально ездил на Введенское кладбище и его могилу нашел. Никто к ней не ходит, кажется, давно. Хотя на авторские отчисления можно было бы уже арку там возвести.

Эх…

ЛУЧШИЕ ПЕСНИ