Михаил Трофименков, «Я обещаю вам кровь и слёзы…»
Боевое перо газеты «КоммерсантЪ» и журнала «GQ». Возмутитель спокойствия и просто честный человек. По собственному определению, «отчасти еврей, заслуживший обвинения в фашизме». В общем, тот самый Михаил Трофименков собрал лучшие свои эссе под одной обложкой. Большинство из них о кино. Майкл Мур (это который снял кино про плохого Буша; наш человек, короче), Никита Михалков (снявший лживый фильм «Утомлённые солнцем» и сусального «…цирюльника»; солидарен с Трофименковым), Жан-Люк Годар, «Терминатор-2», Люк Бессон и многое, многое другое.
Эссе написаны на исходе 90-х и в начале «нулевых» — как правило, по горячим следам. Спустя минувшие пять-десять лет выяснилось, что Трофименков обладает, что называется, зрением, и почти всегда бьёт в цель, в лёт, наверняка. Это ныне того же Михалкова не ругал только ленивый, а тогда Трофименков был первым (во всяком случае, одним из) — против многоголосого хора обожателей.
Но если с Михалковым все акценты уже расставлены (Актер Актерыч, который периодически заигрывается в Царя Царей) то иные герои Трофименкова ещё требуют внимания.
Отлично подмечено про малозамеченный на фоне всевозможной кино-дряни фильм «Москва» Александра Зельдовича: «Появление „Москвы“ свидетельствует о том, что внешне хаотичная эпоха, в которую мы живём, обладает собственным стилем, а не только „евродизайном“». Воздана хвала Александру Баширову, который не только «клоун-убийца» из фильмов Соловьева, «Иглы» и пр., но и отличный режиссёр. Стилистика Бодрова-младшего, светлая ему память, расписана так тонко, что хоть сейчас в учебник кинематографии перепечатывай.
Последняя часть книги — о литературе. Пример на открывшейся наугад странице: «В русском криминальном жанре есть что-то от русского порно. Те же неустоявшиеся критерии, те же претензии на авторскую индивидуальность, та же неуместная „душевность“».
Умница, да? Или вы русское порно не смотрели?