Александр Проханов, «Надпись»

О чем речь.

В узких кругах либеральной тусовки Проханов незаслуженно носит славу графомана. На мой же взгляд, он писатель великолепный, и единственное, что роднит его с графоманами — так это литературная плодовитость. «Надпись» — семнадцатый его роман. При чем пока «Надпись» готовилась к печати, Проханов создал еще одну нетленку — роман «Политолог».

В свое время Проханов описал почти все локальные конфликты, в которых участвовала Советская империя, в том числе — создал три романа об Афганской войне. Позже написал две книги о Чечне; о ГКЧП и расстреле Дома Советов — еще по роману.

После всего этого кровавого варева, в которое Проханов из года в год со стоицизмом естествоиспытателя, макает своё перо, а то и руки запускает по локоть, — «Надпись» поначалу кажется сочинением акварельным, негромким. Конец 60-х годов в России, интеллектуальные кружки, в которые вхож молодой писатель Коробейников (читай — Проханов), среди героев угадываются молодой Примаков и молодой Яковлев, будущие реформаторы.

Но тихие краски романа обманчивы, — внутри его таится предчувствие грядущего, оно вызревает и подаёт страшные знаки. Часть предсказаний уже сбылась в наши дни, часть — нет, и не дай Бог, сбудется. Например, накликанная в финале книги война с Китаем.

Почему стоит прочитать.

В книге есть и любовная линия, и религиозная, и батальные сцены, и техногенный мир, — от комбайна до авианосца, и непременные прохановские бабочки, перелетевшие к нему из книг Набокова, и всё это описано пылко и яростно. Чего стоит только глава, где другу главного героя делают трепанацию черепа. Человеческий мозг Проханов описывает на шести страницах. Больше так никто не умеет.