Блоггеры о спектакле «Допрос» (режиссёр Владимир Дель)
Ilya Shamazov
Про спектакль «Допрос».
С друзьями граппы выпил (потом водки до утра, но друзья не пили уже), Полозкова мне улыбалась, Петра Буслова послал покупать книжки Авченко, он записал их название в телефон и уехал на большой черной машине в книжный магазин, надеюсь. Познакомился с вокалистом Ундервуда, который позвал нас сегодня на свой концерт. Посиделки с другом якутом и братом татарином. Вечер, определенно удался. А спектакль был тем более ого-го!
А если без шуток, то утром еще пытался сформулировать ночевавшим у меня друзьям. В Допросе есть очень крепкая европейская выделка, авторский взгляд сопряженный с отрешенностью от материала, это Космополис, это Дардены, это последний фильм Каурисмяки, вот без шуток. То что это не Новая драма, а крепкий корневой русский театр, то что это сделано приятными актерами, работающими здесь в Москве, черт знает кем, пожарными и электриками, что ли, и у них нет манерности антерпризеров. То что режиссер Владимир Дель крепкий и цельный мужик, который знает как жизнь проистекает в наших широтах, все это, в общем, неожиданно, делает спектакль очень даже незаурядным событием.
Что касается пыток, вот тут важно: их как таковых не существует, то есть для крепкого здорового мужчины попасть под замес — это само собой разумеющееся, на самом деле, событие, ну, правда. Все эти слезы в глазах мамок, это ни о чем, не туда. Чем больше гонится за комфортностью мир, тем больше хочется въебать табуреткой немощному хипстеру. Часто ловлю себя на этом, о, не обессудь мой милый загнанный зверек с косой челкой в узеньких джинсах. Я люблю мясо, Дель любит мясо, Захар любит мясо. Мы славно зажарим на костре тушу того оленя. И когда публика требует социального порицания полицая или истязаний, им потому и бросают в ответ: «А сами-то вы где были? Ждали, что придут одни менты и защитят вас от других ментов?» Это не призыв тягать железо, тут все сложнее. И не был бы хорош спектакль, если давал бы ответы. А подумать, подумать дал крепко.
Надежда Юрасовская
То, что Прилепин хороший писатель, — это ясно. Но как можно поставить его прозу на сцене? Поставили и отлично! Очень талантливо! И режиссёр и актёры и звуковое сопровождение — всё принимается! Рекомендую тем, кто читает Прилепина.
Антон
Отличный спектакль. Рекомендую. Если вам нравятся новые решения и смелые мысли —приходите.
capitan_smallet (capitan_smallet)
Вчера был на спектакле «Допрос» по повести Захара Прилепина. Хороший спектакль. Рекомендую.
Игорь Дмитриевич
Захар Прилепин «Допрос»
Не помню, когда последний раз смотрел спектакль, нет, помню, но именно когда смотрел спектакль исключительно ради спектакля — не помню.
Мне всегда было достаточно прочитать само произведение. Я не нуждаюсь в посредниках между собой и текстом, мне совершенно безразлично что там думает режиссер, актеры какие-то. Даже пофигу, что думал сам автор, когда создавал текст. Создал — и вали. Теперь он не твой, а мой. И я что хочу, то с ним и делаю.
Достоевский наверное десять раз в гробу перевернулся, если б услышал мои трактовки его произведений, самая невинная из которых была еще в школе, когда я вывел Раскольникова положительным героем и написал в конце сочинения — «Каждый человек должен в своей жизни убить старуху-процентщицу. И в этом я с автором согласен».
А вчера вот взял и пошел. Слишком многое совпало. И автор, текст которого попал мне в руки когда еще он подписывался не Захаром и даже не Прилепиным, и тема допроса, и сам зал — большой зал Центрального дома литераторов, прямиком откуда мне разок пришлось самому отправится на допрос…
Мало что изменилось в ЦДЛ после моего последнего туда визита. Та же старческая желтизна, та же раздевалка, те же сварливые гардеробщицы, а деда в гардеробе справа я кажется даже узнал.
А вот зал изменился. Появились уёбищные современные кресла с дыркой в подлокотнике для Кока-колы и попкорна. На стенах повисли осветительные приборы. Зато левый аварийный выход, через который я тогда рванул от ментов на месте. И окно здоровенное за ним. Я тогда бы ушел через него — высота терпимая, да по интеллигентской привычке сдал верхнюю одежду в гардероб. Тому самому дедку.
Зрители. Да… Зрители… Невозможно поверить, но ни одного знакомого лица. Подспудно была надежда увидеть многих из тех, с кем свела судьба на политических фронтах. Но нет. Фатум в очередной раз показал фигу.
В основном была молодежь, преимущественно женского пола, разбавленная престарелыми тусовщиками, фотографами и полусумасшедшими завсегдатаями ЦДЛ (зачастую в одном флаконе).
Спектакль в стиле минимализма. Все роли, включая женские, исполняли два паренька. Из режиссерских приемов один запомнился своей оригинальностью. Как мужику показать раздевающуюся женщину не раздеваясь? А вот так — он двигал вдоль сцены походкой манекенщицы, последовательно доставая из сумочки и бросая на пол малиновое платье, малиновое что-то, что надевается под платье (не знаю названия), а вот дальше знаю — бюстгальтер, потом черные трусики, затем один чулок и, порывшись последовательно сперва в сумочке, а потом в карманах — второй чулок.
Еще был момент, который как-то разрядил однообразие процесса допроса. Когда следак говорит, что отобьет задержанному печень он и правда достает откуда-то настоящую печень и лупит по ней.
О картинке всё. О содержании. Два друга после работы встретились на Пушке возле памятника, где их, по неправильной ориентировке, задержала милиция. Дальше они попадают в отделение (подозреваю, что в 10-е), где следователи с помощью бутылок с газировкой, целлофановых пакетов, отверток и просто рук и ног начинают выбивать из них признательные показания по факту убийства какого-то мужика.
Вроде кончается все нормально — отдубасив обоих (а одного даже, насколько я понял, оприходовав в задницу), друзей отпускают под подписку, а еще через какое-то время вызывают опять в отделение (вот те обосрались…) и говорят, что сведения не подтвердились и они свободны.
Ну дальше понятно что — один из героев хочет добиться наказания изуверов. Само собой встречает хамство и угрозы с одной стороны, и полное безразличие близких и советы не связываться с другой.
Второй персонаж временно уходит в тень (я так понял, что просто потому, что кому-то надо было играть в диалогах мать, дядю, отца, девушку, следователя, случайную свидетельницу, соседа и пр.)
Всплывает он уже в конце, вытащенный вовремя из петли, когда сидя на бережку и попивая энергетический напиток произносит почти Шварцевское — «Хорошо-то как…» (ну, помните, Фредриксен в «Убить дракона» хрипит примерно то же с воткнутой в одно место вилкой)
Да, потом развернувшись к залу, главный (то, что чаще был на сцене в роли самого себя) герой бросает обвинение всем в трусости, пассивности, предательстве самого понятия «человек» и пишет огромными буквами «МУДАКИ».
Финал, апофеоз, звучат литавры.
Забавно было дальше, когда Захар, актеры, режиссер спектакля пристроившись прям на рампе, стали отвечать на вопросы зрителей. И тут я понял, что нарисованное «МУДАКИ» нашло своего адресата. Нет, была пара девочек, что толкнули революционные телеги (а кто нынче не революционер?) и даже обвинили Прилепина (и режиссера) в сознательном сглаживании социальной остроты поднятой темы.
В основном несли культурологическую херню, пара пердунов-театралов принялась разбирать игру актеров, интересовались творческими планами… В общем, достали даже Прилепина, которые просто перестал отвечать на идиотские вопросы и реплики, а принялся гнать свои телеги.
Из них я понял, что он сам до конца не врубился, что написал — цитирую: «Если литератор начнет всё понимать в своих произведениях — грош ему цена». Текст возник после того, как в Рязани, на Театральной площади, шестеро убивали двоих. Средь бела дня, при скоплении народа. Один из убиваемых (потом на теле обнаружили 18 ножевых ран) пытался спастись, запрыгнул в припаркованное такси — так водитель ногой вытолкнул его наружу.
Технология допроса — из его прежней ОМОНовской практики (см. биографию Прилепина)
Как бы то ни было — спектакль своё дело делает — показывает бездушие административной машины, незащищенность простого, даже ни в чем неповинного, человека пред репрессивным аппаратом государство, царящее в стране беззаконие и безнаказанность преступников в чиновничьих кабинетах.
Мне же вот что подумалось. Все душевные страдания героев проистекаю от того, что они невинные жертвы Системы. А вот если бы они и впрямь замочили и ограбили бы того мужика, никаких душевных мук не испытали бы. Только те же физические.
В общем, я так понял автора — коль пассивность не гарантия безопасности, если шанс попасть на допрос есть сейчас у каждого, то так хоть за дело.
Будьте хищниками, а не сисадминами.
Ирина
Захар, спасибо за спектакль " Допрос», что привезли его в Москву.
Владимир Дель с актерами сотворили замечателное сценическое произведение. Очень интересно, талантливо, оригинально. Ни одного лишнего шага, ни одной лишней вещи. Даже мешки, похожие на мешки с мусором, намекают на что-то \может, на то, что все мы мусор в государстве, а может, на кликуху профессиональную\ Музыкальное сопровождение помогает актерам выразить эмоцию, а зрителям понять ее.
А звуки? Стучание ножиком по доске «мамой»! Блеск.
А свидание с девушкой? Показать «про это» с помощью выбрасываемых вещей женского туалета? Блеск. А как все это сыграно великолепно.
Дель просил вас написать пьесу для юношества. А вы и написали. Сколько молодежи было в зале, как они хотят видеть и слышать правду, как хотят быть достойными людьми. Конечно, с ними надо разговаривать. В Москве особый зритель, он сдержан, он усталый, он одинок.
При чтении у меня появляются слезы в тот момент, когда герой говорит в конце: Правда, пап. Жалко. что этого нет в пьесе, однако пьеса- самодостаточна.
Браво! Спасибо всем: автору, режиссеру, актерам.
Елена Воробьева
«ДОПРОС» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА. Премьера спектакля в Москве. Боюсь, что после увиденного заснуть будет сложно…
kica_c_hvostom
были на премьерном показе «Допроса» по повести Захара Прилепина в постановке театра «Предел». Это нечто. Я социалку не люблю, сцены насилия не выношу, мат на сцене меня раздражает, психика у меня слабая, истеричность повышенная. Собственно я рассчитывала, что тихонько выйду из зала по ходу действия, чтобы не портить себе настроение. А в результате в полном восторге досмотрела до конца и осталась на обсуждение. Режиссерская работа — просто ошарашивает, Дель (режиссер театра) сам себя, кажется, превзошел. Актеры очень уместые и совершенно живые — это вообще визитная карточка «Предела», у них на сцене не играют, а живут.
Если вам повезет увидеть в своем городе афиши спектакля, сходите обязательно. Это очень круто, очень сильно и очень страшно.