Людмила Зуева, 03.04.2017

Получила посылку-подарок от художника, графика Алиса Бошко, сделавшей в музее-квартире А. Н. Толстого выставку «Семь жизней Захара Прилепина».

Нырнув с головой в его книги, диски, биографию, характер — Алиса не просто распахнула глаза пошире на мир, а взяла и выдала более полусотни своих работ. И это графика, мною жадно и неизбывно любимая.

Сама Алиса — хоть мы еще и не встречались вне сети, но я смотрела репортаж с ней и видео с открытия выставки, — Алиса покоряет меня своей пылкостью и дерзкой уверенностью. Или, скорее — уверенной дерзновенностью. В ее движениях и словах — хватка мастерового. Ей некогда рассусоливать, душевно метаться, она в деле, в бурном творительном токе. И вообще Алиса — боец, бойчиха.

И её работы — отнюдь не иллюстрации. Алиса высекает новую искру из, казалось бы, уже отыскривших и заматеревших, утвердившихся произведений.

Кто-то видит в её графике по Захару Прилепину коллажи, кто-то — татуировки, меня же не отпускает ассоциация с фресками.

Рисунки, на первый взгляд, довольно статичны, но если вглядеться-вслушаться — вас, как и меня, может так лихо крутануть и встряхнуть, что фигуры высшего пилотажа покажутся детской забавой. Конечно, я преувеличиваю, но не сильно.

Штрихи, линии, точки в работах Алисы — очень динамичны, разнонаправлены, сиюминутны — ощущение, что сейчас вскочат и убегут, перестроятся.
Точки превратятся в линии, а линии — то спутанные змеями которые, то вольными нитями лежащие — они вдруг натянутся и порвутся.

Алисины штрихи то накиданы лоскутами мешковины — как заплатки и решётки на подранных душах героев «Обители», то встают письменным станом и требуют новых текстов; здесь — бьют барабанными палочками и херачат росчерками-молниями, там — устраивают своего рода армреслинг, борьбу на руках, или обнимают ими.

А война — война у Алисы нарисована так, точно она её видит из будущего, когда уже все бои отгремели и победы случились — и настало время былин и сказаний.
Оттого, наверное, и Захар на одной из работ про Донбасс изображён чуть отяжелевшим классиком — в летах, и над событиями, в которых сам был и бился. Боже мой, как же хочется приблизить это будущее.

Мне же Алиса прислала в основном героев «Обители». Да, я совсем не согласна с Артёмом, но это ее взгляд, ее право. А вот Галина — абсолютно такая, какой я её видела, когда читала роман, какой она вбита мне в глаза раз и навсегда словами Захара.

Но это всё мои расхристанные наброски о выставке, советую сходить на саму выставку Алисы Бошко, до 12 мая в Москве еще сто раз можно успеть.
Ну или загляните на сайт художника: алисабошко.рф

P. S. Да, а в посылочке был еще и брелок цвета кровной земли — это при свете лампы, а на солнце — багровый. И телеграммка к нему, к этому тугому шарику из валяной шерсти с ярко красной буквой «З»: «Планетка Захара».

 

Михаил Ермаков, 04.04.2017

Сегодня я дочитал «ВЗВОД. Офицеры и ополченцы русской литературы»..... Пару лет назад, совершенно случайно на глаза мне попалась статья Захара Прилепина «Нормальный танец в смазанных сапогах». К тому времени в голове моей был полный сумбур и целая куча противоречивых мыслей по поводу происходящего вокруг. Прочитав статью я неожиданно осознал, что человек, написавший её, вдруг всё расставил по местам. И я решил почитать ещё что-нибудь из Прилепина — благо на День рождения мне подарили сборник рассказов «Грех» и книжка эта благополучно пылилась у меня на полке около полугода. Я прочитал её и........ пошёл в магазин за следующей. Я прочитал всё, что написал Захар, включая публицистику. Посмотрел все передачи «Чай с Захаром», «Соль», все интервью и выступления, которые смог найти в интернете. Мне посчастливилось побывать на одной из творческих встреч с Захаром. Я послушал его музыкальные эксперименты и знаете, мне понравилось. Альбом «Охотник» один из моих любимых в принципе («Армеечка», «Пора валить», «Капрал»👍👍👍)!
Так что я собственно хочу сказать: Ребята мы современники гениального человека!!! Как у него хватает времени на всё — одному Богу известно. Ведь он ещё занимается гуманитарной адресной помощью с конкретными отчётами о проделанной работе (все отчёты на сайте zaharprilepin.ru). Про его батальон даже не буду говорить и без меня уже всё сказано.
Я не создаю себе кумира, но и не поклонится этому человеку я не могу. Зачем я это написал? Да просто, чтобы сказать спасибо тебе Захар за всё, что ты делаешь. Спасибо, что в моей голове теперь порядок и я знаю, что я не один такой. Спасибо, что ты открыл для меня целый пласт современной литературы!!! Спасибо, что благодаря тебе я увлёкся историей и узнал много новых и интересных людей!!! Здоровья и сил тебе Захар!!! Ты нам нужен!!! Ты настоящий!!!
С этого всё началось: www.pravoslavie.ru/87125.html.
А это освоенно за неполный год…

 

Матвей Раздельный, 20.09.2017

Прилепин-писатель уникален ещё и тем, что каждый его роман является в высшей степени самостоятельным (в смысле целостности, настроения, психологизма) произведением:
«Патологии»: проза, что называется, до мозга костей военная.
«Санькя»: то «Мать», как не мы говорили, то революция, то привет литераторам 1920-х гг.
«Чёрная обезьяна»: это Камю, это Сартр, это Андреев и поздний Толстой, это Леонов, разумеется.
«Обитель»: эпос, Толстой в зрелые годы, история, помноженная на художественную изобразительность, океан характеров и запредельная честность перед читателем.
Прилепин-писатель каждый раз как бы заново выкладывается от и до, проживает каждую книгу как отдельную жизнь.
Он чуть ли ни единственный, кто так сейчас делает.
Большинство литераторов сегодня либо собирают пазлы из своих романов, либо бесконечно повторяют пройденное.

 

Купить книги:

               

 

Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНовая газета в Нижнем Новгороде Нижегородская люстрация

На правах рекламы: