Голубятня: "Санькя"

Неделю назад я настоятельно рекомендовал форумчанам почитать роман Захара Прилепина «Санькя», пообещав детально развернуть тему в одном из ближайших постов. Об этом сейчас и поговорим.

Захар Прилепин, на мой вовсе не имховый взгляд, - один из самых ярких писателей современной России. Момент весьма показательный, поскольку в массе своей отечественная литература за последние 15 лет деградировала до состояния падонкаффского юродства на всех уровнях. Причём все эти "красавчеги" и "медведы" с "ктулхами" не обошли своим холерным влиянием даже некогда более или менее выразительных литераторов. Сказывается, конечно, ещё и разрушительное влияние онлайн-цивилизации, которая стремительно уравнивает в эстетической бесценности профессиональных графоманов и профессиональных некогда писателей.

Можно возразить, что "ржунимаги" оккупировали пока что только виртуальное пространство, а в риаллайфе вроде бы не всё ещё потеряно. Увы, все гораздо запущенее. Риаллайф давно находится на откупе субкультуры зомбоящика, поэтому самые яркие "звезды" на ТОМ небосклоне смотрятся даже в сравнении с творчеством в виртуальном пространстве совсем уж запредельным убожеством. Не буду перечислять имена и явки существ, пожирающих подобно стивенкинговским лангольерам остатки вкуса и стиля в душах соотечественников, - все знают эту нечисть по миллионным тиражам их макулатуры. Достаточно сказать, что уже сказал: на фоне риаллайфовских "творцов" онлайн-"ржунимаги" аки Данты да Сервантесы.

Как и повсюду в жизни случаются исключения. Пелевин, например, который, независимо от отношения к нему высоколобых и говнонации, войдёт (да что там - уже вошёл!) во все грядущие хрестоматии по русской литературе. Захар Прилепин - это новое имя, которое открыл для себя (и к своему же стыду) с великим опозданием. Одно оправдание: чукча - писатель, давно не читаю художественную литературу.

Прилепин написал на сегодня уже много книг (три романа, четыре сборника рассказов, одну монографию), но "Санькя" (второй по хронологии, 2006 г.) - как первая моя любовь, поэтому не забывается и яркость впечатлений от прочтения книги не увядает со временем.

"Санькя" - это история молодого нацбола, доведённая до логического конца: самоликвидации. Меня, однако, заинтересовала не конкретная эволюция одного из течений политического экстремизма России, а судьба поколения. Мне кажется, герой романа Прилепина - это последний всплеск пассионарности, после которого, похоже, грядет тишина на десятилетия.

Первая волна пассионариев прошла в 90-е годы: краснопиджачники, нырнувшие в воровскую пучину дикого капитализма, оставили зазубрину в истории в форме 600-го сильно БУ "мерина", тухесного паяльника и наивно подготовленной почвы для захвата собственности и власти рептилиями Дэвида Айка.

Вторая волна - это юные экстремисты а-ля "Санькя" - с флагами над рижской ратушей, расстрелом "неправильных" латышских судей и полиэтиленовыми мешками яично-помидорно-тошнотного варева, выплеснутыми на костюм Главы Государства.

Роман Прилепина кончается захватом губернской администрации и реакцией власти, стягивающей войска. После заключительной точки, проставленной в книге, гипотетическому прототипу Саньки останется жить полчаса-час, не более. Он и сам это прекрасно понимает: шел на верную смерть с единственной целью - прихватить с собой на тот свет как можно больше "сволочей".

Поразительна динамика восприятия романа: 350 первых страниц "Саньки" я физически ненавидел главного героя (вместе со всей его шайкой-лейкой), справедливо усматривая в нём непримиримого классового (именно так - классового!) врага. Последние 20 страниц романа сострадание и жалость к герою в прямом смысле слова выворачивало душу наизнанку.

Собственно, это и есть признак настоящего великого искусства. Колоссальная аура романа Прилепина целиком и полностью вытекает из его языка: удивительно искреннего и завораживающего. Временами кажется, что Захар не пишет в традиционном смысле слова, а воспроизводит какое-то звучащее в глубине его души и сердца Послание Свыше. Магия. Чистая магия.

Теперь самое важное. Для чего я рассказываю айтишной публике про роман Прилепина? Первая причина лежит на поверхности: мне всегда приятно открывать читателям (пусть некоторым, пусть одной дюжине) новые достойные имена. В прошлом проколов, вроде как, не было (один "Шантарам" чего стоит, судя по сотням полученных добрых отзывов!), так что не вижу причин, чтобы не продолжить почин в будущем.

Главная, однако, причина, в другом. Она в описанной выше динамике восприятия: от энергичной ненависти, испытываемой к шобле юных агрессивных полит-дегенератов, до глубокой любви и сострадания. На мой взгляд, ТАКАЯ динамика переживаний личности - ЕДИНСТВЕННО достойная уважения. Непоколебимая ненависть, равно как и дурашливо восторженное априорное приятие социально-политического экстремизма, свидетельствуют лишь об инфантильности морально-этического развития личности. Да и не личности даже - откуда там взяться личности? Так, белка, по жизни мимолетного.

Короче, учитесь любить врагов ваших, если кто ещё не догадался о посыле нашей сегодняшней беседы :)

Сергей Голубицкий, "Компьютерра" - 03 июня 2010 года

Купить книги:

               

 

Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНовая газета в Нижнем Новгороде Нижегородская люстрация

На правах рекламы: