Захар Прилепин. «Черная обезьяна»

Книга писателя Захара Прилепина —  «Черная обезьяна» — с первых страниц погружает читателя в атмосферу липкой грязи, ставшей неотъемлемой частью жизни всё больше погружающегося в безумие главного героя. Молодой журналист, имя которого ни разу не называется в романе, не ладит с коллегами, избегает их, презирает своего начальника, изменяет жене, родившей от него двоих детей. Он не вызывает сопереживания, скорее даже наоборот — его хочется ненавидеть.

Отвращение к главному герою романа по мере прочтения только усиливается. Он сам ненавидит себя настолько, что это замечают окружающие, а его любовница даже озвучивает эту мысль. Родной дом, в русской литературной традиции являвшийся чем-то «тёплым» и уютным, в воспоминаниях журналиста предстает как «сырой и полный живности осенний гриб».

Жизнь главного героя медленно «идёт ко дну» прямо на глазах читателя. Он сходит с ума, не может отличить плоды собственного воображения от реальности. Журналист становится неуравновешенным. Он постепенно теряет то немногое светлое, что было в его жизни. Роман Прилепина можно назвать психологическим, «падение» главного героя показано от первого лица, читателю предоставлена возможность буквально «заглянуть» в голову, погружающегося в бездну безумия человека, человека, чью представления о нормальности размыты.

Всё, происходящее в романе Прилепина, кажется неправильным, нелепо-жестоким, это ощущение лейтмотивом проходит через все произведение. Особенно ярко оно проявляется во внесюжетных сценах:  детских воспоминаниях главного героя, захвате недоростками города, подготовка «кадров» в Африке. Жестокость созданного Прилепиным мира стала для его жителей обыденностью, и это по-настоящему страшно.

Дети часто бывают жестоки, они просто не понимают, что делают кому-то больно, у них не сформированы понятия о добре и зле. Прилепин гиперболизирует эту жестокость, его герой прекрасно понимал, что он делает, когда избавлялся от пса по кличке Шершень. Герои осознанно причиняют боль животным, людям и самим себе. Короткие, но тяжелые сцены, например, эпизод сжигания котят или убийства голубей палками, действительно тяжело читать.

Помимо поднятия вопросов морали, писатель дает и социальный комментарий.  Изображение вечно пьющих и живущих в нищете, но довольных своей жизнью людей пугает так же сильно, как и сцены расправы над животными.

Весь мир «Чёрной обезьяны» полон липкости и грязи: ими пропитаны и детские воспоминания главного героя и его настоящее. Под давлением этой атмосферы журналист понемногу сходит с ума. К концу книги он лишается всего: семьи, работы, дома. «Зачем ты мне нужен?» — спрашивает его оставшийся без матери мальчик. Главный герой пытается, но не может ответить на этот вопрос. Обреченность — всё, что осталось у некогда счастливого отца двоих детей и талантливого писателя.

«Черная обезьяна» — книга о том, как не надо жить. Сконцентрировав всю жестокость этого мира внутри и вокруг одного человека, она достоверно изображает те ужасы, о которых почему-то принято молчать.

Александра Плюснина,
ПетрГУ, институт филологии, направление «Журналистика», 1 курс
Интернет-журнал «Лицей», 15.10.2017

 

Купить книги:

               

 

Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНовая газета в Нижнем Новгороде Нижегородская люстрация

На правах рекламы: