Захар Прилепин приехал в Челябинск, чтобы увидеть спектакль по своему рассказу

Моноспектакль по рассказу «Колеса» из книги «Грех» показан в рамках международного фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА». Его режиссером стал Владимир Дель из молодежного рязанского театра «Предел». Главную и единственную роль исполняет московский актер Михаил Сиворин.

«Ты че такой похнюпый?» — название спектакля взято из рассказа Захара Прилепина. Слово «похнюпый», по словарю Даля, — «грустный, задумчивый». Оно давно ушло из обихода, но точно отражает сущность прилепинского персонажа. «В нем даже физиологически слышны вот эти вот губы обвисшие, вот эти вот веки. Понимаете?» — рассказал писатель Захар Прилепин. По словам создателей спектакля, это «предельно честная история о молодом парне, которому пришлось бросить писать стихи и заняться мрачным ремеслом: рыть могилы, забивать гвозди в крышки гробов и закапывать покойников». Но зрителя цепляет не сюжет, а переживания героя — все, что творится в его душе. Он говорит без намека на пафос, легко переходя из одного «агрегатного состояния» в другое. Сейчас — пьяный и решительный, через минуту — подавленный и растерянный. От безысходности до светлой грусти для него один нетвердый шаг. Эти мгновенные переходы и монологи без фальши держат зрителя так цепко, что в какой-то момент сцена со скудными декорациями (ряд стульев, бутылка водки, доска и пакет для мусора) исчезает. Спектакль перестает быть игрой и становится жизнью.

По словам Захара Прилепина, он смотрел спектакль «Ты че такой похнюпый?» не первый раз и каждый раз с трудом сдерживается от слез.

— Сергей Довлатов писал, что не может представить, как можно читать его тексты, — говорит Прилепин. — На слух это воспринимается довольно странно. Вот и для меня загадка: как Михаил не просто читает мой текст, а делает из него настоящий спектакль? Удивительно. Отметил писатель и режиссера Владимира Деля — за его умение выделять из текста главное и акцентировать на нем внимание зрителей. А по мнению самого Деля, главное в этом спектакле — чувство исповедальности.

— Это самое главное, что должно случиться в этом спектакле, потому что театр без глубокой человеческой исповеди, мне кажется, не имеет никакого смысла, — уверен режиссер. Исповедь у талантливого Михаила Сиворина получилась такой трогательной еще и потому, что понять безработного, чья жизнь идет под откос, актеру было нетрудно.

— Я так же маялся в поисках себя в 90-е годы, — говорит он. — Отсутствие работы выбивает человека.

Искренний, теплый стиль повествования в спектакле удивительно гармонично сочетается с весьма черным юмором. А сами шутки смешные и грустные одновременно. «До недавних пор я по лестницам подъездов перетаскивал только шкафы, — говорит главный герой. — Теперь выяснил, что гроб ничем, в сущности, от мебели не отличается. Только его переворачивать нельзя».

— Это жизненный юмор, — говорит Прилепин. — Я действительно был могильщиком на кладбище, и кроме меня здесь описаны мои товарищи: Вовка, который сейчас работает в медвытрезвителе, и Вадим Деев, который погиб в драке, — делится писатель. — Тем не менее не стоит воспринимать мои тексты как автобиографию. Но те или иные герои действительно в моей жизни проходили. Этот рассказ, наверное, о безысходности или потерянности. На моих глазах буквально вымерла соседняя с родными Ярками деревня. Все, кто жил там, или повесились, или погибли.

На вопрос о сходстве рассказа с поэмой Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» Прилепин заметил, что Ерофеев не входит в список десяти самых значимых для него писателей. А саму книгу, прочитанную еще в юности, он так и не понял.

— Я бы больше ассоциировал свой рассказ с «Москвой кабацкой» из цикла Есенина, — говорит он. — Мы, на самом деле, просто пьянствовали страшным образом в молодости и чудом выжили.

Спектакль «Ты че такой похнюпый?» собирает аншлаги по всей стране. Постановка уже успела стать лауреатом XXII Международного театрального фестиваля «Рождественский парад — 2015» в Санкт-Петербурге в номинации «Лучший моноспектакль».

Купить книги:



Соратники и друзья