Прилепин «допросил» зрителей

Основной вопрос, который задал на «допросе» знаменитый современный писатель, мог бы звучать классически: «Люди ли вы»?

Но обо всём – по порядку. С осени прошлого года в муниципальном театре Скопина «Предел» велась работа над инсценировкой повести Захара Прилепина «Допрос» (вышла в сборнике «Восьмёрка», 2012 г.). Пьесу для собственного театра сделал из повести режиссёр Владимир Дель. Параллельно с «Допросом» Дель готовил ещё несколько постановок. А в пьесе играют столичные артисты, вышедшие из «Предела», – Михаил Сиворин и Роман Данилин. Поэтому работа над «Допросом» шла «циклами».

В конце апреля «Предел» показал автору повести генеральный «прогон». После одобрения Захаром спектакль вышел на сцену. Премьера его состоялась в театре «Предел» 12 июня.

Художественные руководители «Предела» Владимир и Ирина Дель давно с уважением и интересом следят за творчеством Прилепина. И отнюдь не только по признаку «землячества» – ибо, как известно, Захар Прилепин родился под Скопином, а его мама до сих пор проживает в этом городе. Но и потому, что проза Захара Прилепина – безусловное культурное явление, знаковая литература наших дней. Писатель создает также публицистические очерки, у него вышло уже несколько книг публицистики. Но и проза Прилепина полностью публицистична.

Возьмём хотя бы повесть «Допрос». Фабула его проста: двух молодых парней задерживают на прогулке, ни с того ни с сего волокут в полицию, где предъявляют обвинение… в краже личного имущества с применением насилия. Якобы их опознали какие-то свидетели. Так как ребята не сознаются (им просто не в чем!), их мутузят. Может быть, сцена допроса с применением силы показана в спектакле слишком натуралистично? Однако без неё спектакль не обрёл бы такой пронзительности, а вопрос о нравственном выборе не был бы услышан всеми без исключения. Побив, но ничего не «выбив», парней отпускают. Оказавшись на свободе, они хорохорятся, но… тут же спешат в полицию по звонку опера. Который сообщает им, что с них подозрения сняты, найдены подлинные виновники. «А как же?..» – вопрошает в ужасе Новиков, главный герой повести и пьесы. «А что – как же? – парирует опер. – Ведь ничего и не было! Вы вообще не были в моём кабинете!». Новиков мечется между стремлением отомстить оперу и сознанием собственного перед ним бессилия. Ведь не возразил он полицейскому действием, когда они были наедине в кабинете!.. На что ему саркастически указывает сам опер, при дальнейших попытках Новикова «разобраться» с ним. Опер считает себя правым, Новиков путается в чувствах, а Лёха вообще вешается… но его спасают. Финальная сцена спектакля – двое друзей сидят, смотрят перед собой и говорят: «Господи, хорошо-то как!». Отсутствие несчастья – уже счастье. Довольно ли этого, чтобы зваться человеком?..

Ответ на этот вопрос вряд ли найдёшь сразу. После спектакля было устроено обсуждение, которое не удержалось в рамках одного «Допроса», перешло и на творчество Прилепина, и на современную литературу, и на положение дел в духовной сфере общества. Но хотя писатель уверенно отвечал на все вопросы, полной ясности по поводу просмотренного не возникло. Не вызвал сомнений только пункт, что «Допрос» можно и должно смотреть юношеству. Перестраховавшись, режиссёр разрешил вход на спектакль лицам, достигшим 18 лет, но потом зал дружно решил, что эту пьесу можно смотреть с 12. Ведь с трудностями, а то и мерзостями, дети встречаются в жизни чаще, чем в театре.

Ожидается, что «Допросу» суждена долгая сценическая история. Он будет показан в Рязани и Москве. «Предел» собирается делать спектакли и по другим вещам Прилепина.

Алексей Свиридов, "Рязанские ведомости" - 22.06.2012

Купить книги:

               

 

Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНовая газета в Нижнем Новгороде Нижегородская люстрация

На правах рекламы: