Людмила Зуева

ЖЕСТКИЙ “САНЬКЯ” ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

“Санькя”? – переспрашивают почти все, кто впервые слышит название нового романа Захара Прилепина. Это нечто китайское (грамота ли, предупреждение…) или “куда же без собственного “Я”? Возможно. Но скорее, это нежность в жестком переплете. Как бы там ни было, автор романа “Санькя” вновь попал в шорт-лист российской литературной премии “Национальный бестселлер”.

Новая книга Прилепина вышла действительно не в мягкой обложке – но дело не в этом. Сам роман очень жесткий. Политически нетерпимый, провокационный, кричащий и даже срывающийся на звериный рык. Своевременный – как мало сейчас о настоящем и без фантастики. Разбивающий российский гламур вдребезги, обливающей его всякой гадостью и оголяющий его помоечную сущность. Это все так и не так – одновременно. Все зависит от зрения читателя.

По мне, так Прилепин в общечеловеческое копал – порой грубо, ковшом экскаватора поднимая на поверхность самое прекрасное, самое дорогое – неравнодушие. Расшатывая фундамент так модного сейчас думания людей только о самих себе.

Но это все общий план, погруженный пока для нечитавших в полутьму. Думаю, надо щелкнуть несколько раз вспышкой и выхватить отдельные фрагменты – быть может, и не самые сильные и высокохудожественные, но явно не просто так оставшиеся в памяти.

Санькя – так нежно называли главного героя его бабушка и дед. Так же нежно они к нему и относились. И вообще, нежности в романе много – словно автор разлил ее по страницам. Она нередко мешается с кровью и болью – но остается. Словно именно из этой самой нежности (трепетном отношении к родителям, к Богу, к родине, к любимым людям, к истинной красоте) и рождается в героях жестокость. И кажется, нежность не только подчеркивает эту жестокость в романе, но и оправдывает ее.

У нее было лицо, как открытый перелом – так вот просто и насквозь понятно описывает Прилепин ту, которую любил Санькя. Правда, она больше любила лимоны. Появление этих цитрусовых в книге не случайно – речь там, как не крути о нацболах, и фигура Эдуарда Лимонова вырисовывается как бы сама собой. Он всегда за кадром, но его присутствие всегда слишком очевидно. “Она высосола кусочек лимона…” – это не обычная бытовая сцена, это один из ключиков понимания того, что написал Прилепин.

Но нежность между этой девушкой и Сашкой тоже, конечно, случилась. И описанное в романе безусловно непристойно – однако талант писателя превратил это непристойное в божественное. Вот так – не больше, не меньше.

Кстати, девушкам и женщинам, интересующимся особенностями мужской психологии – роман Захара Прилепина можно вообще порекомендовать в качестве учебного пособия.

Что еще?.. О матери Саньки, об отце, о бабушке с дедом, о народе, о тех “головорезах”, которые отчаянно готовы биться и погибать не за себя, а за других, за Россию ? Но зачем? Их не описать, не вырвать из контекста – не высветить должным образом. Они расстворены в романе – они его главная боль, опора и все-таки - надежда.

«Биржа»

Купить книги:



Соратники и друзья