Олег Тюлькин

Окопная правда

В связи с приближающимся юбилеем победы о Великой Отечественной трубили много и на редкость пафосно. Циклы телепередач, наспех снятые сериалы, художественные фильмы (и старые, и новоделы) не сходят с экранов TV, сменяют друг друга по пять штук за вечер, чем создают некий хаос в восприятии картинки.

У нас накануне юбилеев всегда так - всё делается по принципу "лучше много и сегодня", а потом лет пять, до следующей круглой даты, можно будет и помолчать. Последствий у Великой Отечественной было много. И далеко не все они сводились к геополитике. Случились, в том числе, последствия текстуальные, воплотившиеся в загадочном, так до конца и не понятом феномене "лейтенантской прозы". Безусловно, по рукописям тогда ещё недавних фронтовиков ездил тяжёлый бульдозер социалистического реализма с его принципом "партийности искусства" (читай - идеологически обусловленным искажением действительности). Однако "окопная правда" как полноценное направление советской литературы появилась и, хочет кто-то того или нет, состоялась.

Шли годы. Родина не вела больших войн, но постоянно ввязывалась в локальные вооружённые конфликты. Тысячи офицеров и солдат разъезжались по всем континентам (кроме разве что Австралии и Антарктиды) за своей окопной правдой. Геополитика из этого получалась, но литературы не вышло. Даже масштабная афганская война по непонятным причинам не зафиксировалась художественно. Романы Александра Проханова - не в счёт, он был командированным в Кабул публицистом, а не солдатом ограниченного контингента. Казалось, что и затянувшаяся чеченская кампания пройдёт тихо, незаметно, и останется в памяти разве что потешным, в духе trash-movies серии "В", сериалом "Спецназ".

И вот тут, как у Маяковского - нате! Случилось. Произошло. В последнее время в столичных окололитературных кругах всё чаще говорят о романе Захара Прилепина "Патологии". Настоящее имя автора - Евгений Лавлинский, сейчас он независимый журналист, а в недавнем прошлом - боец Нижегородского ОМОНа со всеми вытекающими последствиями, командировками в мятежную Ичкерию в том числе. Причём у Прилепина-Лавлинского получился не мрачный безысходный дневник, не разрозненные "записки из сапога", структурированные в некое подобие книги, а настоящий, полноценный, современный роман. В нём и страстная любовная история, закончившаяся трагедией, и сумасшедший боевой драйв, и грязный юмор войны, абсолютно немыслимый в условиях мирной жизни. Сюжетная линия безупречна настолько, что не придерётся даже самый придирчивый критик. Язык - качественный, живой, кипящий. Читаешь и обжигаешься, но остановиться просто невозможно. Порой навещают совсем уж крамольные мысли, опять же в духе раннего Маяковского: если и нужна была эта чеченская бойня, то лишь для того, чтобы на свет появился роман "Патологии".

Новая война рождает новую лейтенантскую прозу. Ищите, читайте и задыхайтесь.

"Хроника"

Купить книги:



Соратники и друзья