ОБЗОР КНИГИ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА «ИМЕНИНЫ СЕРДЦА» И НЕ ТОЛЬКО

Однажды я уже писал рецензию на книжку Прилепина. «TERRA TARTARARA» называлась та книжка. Скажу честно, книга мне понравилась. А рецензия понравилась Захару. Он разместил ее на своем сайте, в разделе «Пресса о книге «Terra Tartarara: Это касается лично меня», слямзив рецензию с «Ресурса Удава». Но, если соблюдать хронологию, то впервые появилась она на «Градуссе», а уже потом на «Удаве». Это я к тому, что если понравится и этот обзор, Захар, можешь размещать его где угодно, хоть в туалете повесь или на заборе вокруг дома, хоть в буржуйском своем авто, но, плиз, в любом случае ссылаться также на первоисточник – молодой сайт дедушки ФСа, куда я отправляю все свои тексты в первую очередь. «Удав» - да, мощь, но лично мне юный «Градусс» роднее и ближе, что ли. Можно расценивать эти слова как официальное заявление об отказе от всех авторских прав и сумасшедших гонораров, а можно как рекламу и пиар. Но рекламы и пиара не будет, потому что эта книжка не «Терра». И не «Санькя». И не «Ботинки, полные горячей водкой». Книги, которые нравятся тоже, и по которым надеюсь когда-нибудь высказаться. «Именины сердца», скажу честно, не столько мне не понравились, сколько вызвали недоумение, ну и вопросы там. Сейчас буду озвучивать их. Если же возникнут вопросы у тебя, Захар, постараюсь ответить на них предельно честно. Найти меня просто. «ГРАДУСС-ВЫШЕ», Санитар Федя. Личка, чек. Либо, зарегистрировавшись, создаешь в Рюмочной тред для Санитара Феди, но следует помнить, что для особо буйных неофитов и графоманов имеется Вытрезвитель, где, если нахуевертить или Эксперта в писду послать, окажешься в два счета, и никто уже не услышит твой возмущенный глас. Лишь равнодушные холодные стены и тревожное эхо…

Но ты не графоман и не неофит, Захар. Ты не упертый Алекс, отвешивающий горячие шлепки по попкам своих героинь, и не пизданутый на весь жбан квентин (на «Удаве», свои герои, конечно), беззаботно льющий в авиационные бензобаки не то соляру, не то семьдесят шестой бензин… Ты не станешь шлепать по попе любимую женщину и, уверен, не вручишь вместо пояса шахида или связки гранат бестолковую дымовую шашку своему герою, идущему свергать ебучий режим. Это важно. И важно, что ты по-настоящему талантливый парень, Захар. Все остальное не имеет значения. Все остальное - песок в ладонях. Аминь…

Итак.

«Именины сердца» - это праздник и разговоры с русской, если я правильно понял, литературой. Прилепин спрашивает, ему отвечают. В списке 31 имя, включая самого Захара Прилепина. Сам с собой он, конечно, не беседует, фрагменты интервью там. В списке люди, чьи тексты на полках книжных магазинов, классики и литераторы молодые, кто в газетах и ящике, кто в Липках, кто раздает и получает «Нацбесты» и «Букеров», постоянные пассажиры литературных экспрессов, ползающих по России матушке неизвестно с какой целью. Потому как цель аналогичной знаменитой поездки совписов на Беломорканал была предельно ясна. Нынешние поездки по убогим и дремотным российским городам, сквозь демократическую жуть и свободу слова, конкретной цели иметь не могут, великих строек нет, разве что к чёрным дырам путешествуют, под уютное позвякивание ложечки в стакане…

Не буду оглашать весь список, предвидя слова: «Это чёзахуи?» На что непросвещенным болванам есть один ответ: «А йа ебу?» Шутка, конечно. Многие имена знакомы. Но рассматривать тот список стану избирательно, и не по половым признакам и расовым предрассудкам произведу отбор, все-таки не список Шиндлера, Просто как в рулетке. Точно так же они попали в список к Захару.

Александр Проханов. Автор двадцати трех романов, среди которых «Кочующая роза», «Вечный город», «Последний солдат Империи», «Надпись». Человек, которого называли «Соловьем Генштаба», который в девяностые пережил катакомбный период, чтобы затем вернуться в литературу вновь, на книжные полки. В начале нулевых получивший «Нацбест» за роман «Господин Гексоген». Человек, называющий себя классическим демиургом, на бумагу перенесший босхианские кошмары, заглянувший в преисподнюю… И странно, что Ксению Собчак, вызывающую у него лишь раздражение, Проханов делает прототипом героини романа «Теплоход «Иосиф Бродский». Из Москвы в Питер плывет пароход, мистический ковчег, собравший на свадьбу героини всех гламурных чудовищ, веселящихся, предающихся разврату, в то время, когда дарятся китайцам наши земли, горят села, плачут дети, умирают старики и когда наверняка вручаются литературные премии, пишутся книги… Но Проханов не только книги пишет. Он жаждет Пятую Империю, утверждает, что в нашем Вифлееме уже народился пятый младенец. Еще есть Прохановская газета «Завтра». Его статьи, позиция есть. Хотя и вызывает все это на памяти бессмысленную борьбу Дон-Кихота с ветряными мельницами. Но все равно. Снимаю шляпу.

Евгений Попов. Однофамилец писателей Михаила и Валерия Поповых. Секретарь Союза московских писателей. Один из основателей русского ПЕН-центра. Постоянный, судя по всему, пассажир литературных экспрессов.

Татьяна Набатникова. Довелось общаться лично. Милая, бесконечно приятная женщина. С удовольствием прочитал однажды сборник рассказов «День рождения кошки» - позитивная, такая же приятная, как автор, проза… И чему можно позавидовать, так это стремительному, я бы даже сказал - фантастическому вхождению в литературу. Родилась Татьяна Набатникова в 1948 году, а первая книга вышла уже в 1951 году, когда автору было всего… три года. Подумал, может, опечатка? Нет, книжку Прилепина готовили семь человек из издательства АСТ, выпускающий редактор, младший, технический, корректоры, верстальщик, включая заведующую редакцией Е. Д. Шубину, и не может же быть, чтобы все они прошляпили такую важную для каждого писателя дату, как выход первой книжки. В три года… Можно лишь позавидовать.

Михаил Тарковский. Автор повести «Тойота-креста» и двух книг прозы. Заслуживает внимания хотя бы потому, что племянник знаменитого режиссера. Еще охотник из тайги. Наш Петя Шнякин. Такой, понятное дело, хуйню не напишет.

Всеволод Емелин. Автор книг стихов «Песни аутсайдера», «Жалобная книга», «Спам». Работает плотником. Чтобы понять, что получается у него лучше – пилить и строгать либо писать стихи, надо бы для начала почитать его книжки. Но все равно – респектос. Плотничать – это не водку пить в литературных экспрессах. Плотничать – дело нужное.

Алексей Кубрик. Однофамилец знаменитого режиссера, экранизировавшего «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Наш Кубрик ничего не экранизировал. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Огонек». В общем подождем, пока сочинит что-нибудь фундаментальное.

Павел Крусанов. Наряду с тем, что трудится главредом в питерском издательстве Лимбус-Пресс, испытывает отвращение к печатному слову и всем буквам алфавита вообще. Признает это безо всякого стыда. И добавляет, что «Читать писателей, если ты не издательский работник, конечно, надо». Вдумайтесь в эти слова хорошенько те, кто свои тексты надумает отправить в «Лимбус». Страшный в общем человек.

Алексей Варламов. В серии «ЖЗЛ» выпустил биографии Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Михаила Булгакова. Но сожалеет, что «Сто лет одиночества» до него уже написал некий Габриель Гарсиа Маркес. Ничего не попишешь. «Гаргантюу с Пантагрюэлем» тоже успел написать какой-то Рабле.

Сергей Лукьяненко. «Дневной дозор» - это он. И «Ночной» - тоже он. Не смотрел. Поэтому и книжки читать не буду.

Андрей Рубанов. Автор романов «Сажайте и вырастет», «Великая мечта», «Жизнь удалась», «Готовься к войне». Когда на вопрос Прилепина о наших правителях Рубанов говорит, что на Новый год по двум федеральным каналам нас поздравляет трансвестит и исполнитель песенки «Все будет хорошо», я с ним соглашаюсь. Но когда он утверждает, что все мы лохи и нам пытаются впарить машины под названием «Фокус», я не согласен. Кто пытается? Власть? А как же знаменитый Путинский тест-драйв на желтой «Калине»? Марш бросок в две тысячи километров? http://www.rian.ru/video/20100827/269474511.html Представляю, с каким наслаждением ВВП пересел затем на «Майбах» или на чем там его возят, не верится как-то, что в скором времени он оседлает лимузин на базе «Калины». Вот что нам хотят впарить. «Калину», потому что на «Фокусах» колесит офисный планктон, мерчендайзеры или как там их. А нам «Калину», да и то за бешеные бабосы, и хорошо, кстати, по этому поводу высказался Алексей Колышевский. http://axl-kolishevsky.livejournal.com/415031.html Замечательно просто сказал.

Алексей Иванов. Автор нескольких романов, из которых хочется прочесть всего два: «Географ глобус пропил» и «Блуда и МУДО». Названия уж очень нравятся.

Максим Амелин. Главный редактор издательства «ОГИ». Когда поступал в Литинститут, Юрий Кузнецов его стихи забраковал, а теперь Максим отбирает рукописи для семинаров в Липках. По-моему, этим все сказано.

Роман Сенчин. Пишет о людях, ничем не выдающихся. Как говорил Пушкин, «ничтожных». О таких людях и их бесцветных днях и последний роман, извините за тавтологию, Романа «Елтышевы». О том, как уничтожали деревни, спаивая «Антилёдом», производства Онежским гидролизным заводом и иже с им. Тему затронул важную, но проблема осталась. Герман Греф (знаете, что это за тип), соучредитель подобных заводов процесс не останавливает. Квачкова на него нет. А вот Роман Сенчин есть. И это радует.

Михаил Елизаров. Начал как-то читать его «Библиотекаря», предвкушая параллели с «Парфюмером», но в ожиданиях ошибся и книжку бросил, не дочитав. На любителя подобные тексты, как рыба фугу, например.

Дмитрий Орехов. Написал книгу «Подвиг царской семьи». Название лично у меня вызвало неприязнь. Все мы помним попа Гапона. Поэтому и книжку читать не стал. Но в беседе с Захаром предсказывает России в скором времени Самодержавие. Ну, это уж из области фантастики, если, конечно, не поиграцца с ДНК, как в «Парке Юрского периода».

Лев Данилкин. Критик, про которого Кирзач однажды сказал: «Человек с лицензией». Лицензия на отстрел графоманов и всех, кто под горячую руку попадется, надо полагать. Опасный, в общем, тип.

Анна Козлова. Родилась в писательской семье. Дед – Вильям Козлов. Отец – Юрий Козлов. В наше-то время, когда семейные династии, актеров там или певцов, больше напоминают междусобойчики, кланчики такие, где все так добротно сработано, на века, из поколения в поколение, поневоле задумаешься: а не дохуя ли Козловых? Моветоном потому что становятся, признаком дурного тона. И не проще ли сменить фамилию, например, на Шишкину? Ни хрена, оказывается. Потому что Аня не говорит «плохо» там, где полная жопа. Она, молодчина, говорит «пиздец»! Это по-нашему!

И, наконец, Захар Прилепин. Мент, нацбол, редактор газеты «Дело», автор хороших романов и носитель «окопной» правды.

Но, уж если по-чесноку, так это мы окопались. Как поют нынешние кк-музыканты: «Мы без денег, и нас не награждали Грэмми». Прямо в точку. За редким исключением здесь не зарабатывают на жизнь писаниной, не получают «Букеров» и «Антибукеров». Пресловутая кК-литература не стремится попасть в школьные учебники, потому что там уже Пушкин, Гоголь и Есенин. Это глупо, потому что в учебниках нет больше свободных мест. Не глупо лишь сотрудничать и дружить кк с просто литературой. Это, так понимаю, когда Захар задает вопросы сетевым авторам. (Список может составить сам, порывшись в грудах виртуальной макулатуры). И когда самого Прилепина Французский Самогонщик кладет в «Коллекционное», а ФСа печатают в «Знамени» и «Дружбе народов». Когда Алекс в журнале «Москва», а главный редактор «Лимбуса», к примеру, в «абасцаке» или Вытрезвителе. Или там беззаботно срет в гостевухе.

Скажите, не бывает? Хуй знает. Время покажет.

Санитар Федя, UDAFF.COM - 20-09-2010

Купить книги:



Соратники и друзья