Советская песенная классика: сталинский период

Казалось бы, почти все знают советскую песню, особенно периода Великой Отечественной. Помнят два-три имени, десяток-другой песен могут спеть за столом. Всю жизнь я и сам мог спеть, как всякий родившийся в СССР человек, «Катюшу», «Тёмную ночь» и «Эх, дороги…»

Но однажды неизвестный мне ангел подтолкнул меня систематизировать свои представления о песенной классике сталинских времён.

Потому что как у нас заведено: поэзию мы знаем по именам — вот здесь Есенин, тут Цветаева, там Маяковский и Твардовский, а там Исаковский и Долматовский. А музыку мы отчего-то, как правило, слушаем вперемешку: вот тут песни Гражданской, там песни Отечественной, а здесь — послевоенная песня. Ну или по исполнителям — Утёсов, Бернес, Отс.

Между тем, если слушать по композиторам — возникает совсем другое ощущение!

Скажем, слушая подряд лучшие песни Бориса Мокроусова — вдруг понимаешь, что он — нижегородский, и в мелодике его слышно течение Волги и Оки, и Сормовский завод откликается в его музыке, и рабочая походочка просматривается в интонации. А Новиков Анатолий — рязанский, и в песнях его: рязанские поля, и рязанские страдания. А Табачников — одесский.

А великий Александр Александров — не просто автор российского гимна, но и ряда бесподобных песен, в строении и подаче которых просматривается его церковное дореволюционное прошлое: и курс пения в церковно-приходской школе, и служба регентом в архиерейском хоре.

Создавая свою антологию, я признаюсь, был вознаграждён небывалым, удивительным образом. Выяснилось, что эпоха та хранит небывалое количество шедевров — зачастую самым откровенным и самым незаслуженным образом забытых. Я открыл для себя дюжину новых имён — и теперь эти имена навсегда со мной.

Каждый композитор представлен плюс-минус дюжиной лучших песен (от 8 до 16) — отобранных мной, и, на мой вкус, показательных.

Предваряя вопросы (а почему нет вот этого или того), ещё раз повторю: здесь представлены практически все композиторы, внесшие существенный вклад в песенное искусство сталинских времён: то есть, начавшие сочинять музыку до 1953 года. Поэтому композиторов более позднего периода (родившихся начиная с 1929 года) — здесь нет.

Антология включает более трёх десятков имён от Александрова-старшего (1883 г. р.) до Портнова (1928 г. р.). Никаких других принципов подбора не было. Песни, звучавшие в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е. И ряд песен, написанных композиторами той эпохи уже в более позднее времена — для полноты картины.

Всем, кто сегодня разделит эту радость — благодарение и поклон.

Ваш Захар Прилепин

20–40-е

Александров Александр

Дунаевский Исаак

Листов Константин

Милютин Юрий

Покрасс Дмитрий, Покрасс Даниил

Фомин Борис

Хайт Юлий

 

30–60-е

Бакалов Леонид

Блантер Матвей

Богословский Никита

Дзержинский Иван

Захаров Владимир

Кац Сигизмунд

Компанеец Зиновий

Лепин Анатолий

Любан Исаак

Мокроусов Борис

Мурадели Вано

Новиков Анатолий

Соловьёв-Седой Василий

Хренников Тихон

Цфасман Александр

Шостакович Дмитрий

 

40–70-е

Александров Борис

Бабаев Андрей

Долуханян Александр

Жарковский Евгений

Колмановский Эдуард

Макаров Валентин

Минх Николай

Носов Георгий

Табачников Модест

Терентьев Борис

Туликов Серафим

Фрадкин Марк

 

50–80-е

Афанасьев Леонид

Баснер Владимир

Пономаренко Георгий

Портнов Георгий

Френкель Ян

Эшпай Андрей

 

 

Купить книги:

               

 



Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНижегородская люстрация

На правах рекламы: