Данил Файзов - человек уникальной активности и, чувствуется, серьезных амбиций. Он успешный литературный деятель, и хоть и молодой поэт, но уже, что называется, с именем. Его знает весь литературный истеблишмент. Я неоднократно слышал из уст самых влиятельных людей фразу: "Ну, это же Файзов!" - в смысле: ну что вы хотите - с Файзовым надо иметь дело - кто же не знает Файзова!

Вот для тех, кто еще не знает, и предназначено данное интервью.

- Данил, а ты что, правда живешь в Вологде? А почему ты всё время в Москве, в ПирОГах? Расскажи о себе: откуда ты всё-таки, что в Вологде делаешь, что в Москве? Где учился, у кого, и чем славен твой путь?

- В Вологде я не живу уже 10 лет, до последнего времени это был только "порт прописки", в июне я стал москвичем официально. В Вологде я учился в 90-х на историческом факультете Педуниверситета, там и начал что-то писать понемногу… Но со временем стало тесно, поэтому я перебрался в столицу. Но Вологду не оставляю, регулярно там бываю у родителей, провожу там поэтический фестиваль "М-8". А родился я вообще за полярным кругом, в нижнем течении Енисея в городке Игарка. Достаточно много времени провел на Урале под Свердловском. С детства научился легко собираться в дорогу. 

- Как ты оцениваешь состояние литературных дел в России? В первую очередь, в поэзии, конечно? Твои приоритеты? Кто радует, кто вызывает отторжение? Кто движет литературный процесс? Кто его тормозит?

- С прозой у нас не очень хорошо. Последний год вообще почти не дал лично мне интересных книг. Ключарева ("Россия. Общий вагон"), Шишкин ("Венерин волос"), твоя "Санкья". У Лены Элтанг интересная книга, Зайончковский, Геласимов, хотя он давно ничего не публиковал…

С поэзией проще, авторов высочайшего уровня очень много, перечислять даже не буду, потому что обязательно кого-нибудь забудешь. В поэзии все не просто нормально - замечательно. Когда говорят, что публика на поэтическом вечере на 90 процентов состоит из самих поэтов, - это так, но это вопрос уже не литературный, а социологический. И меня очень радует, что ситуация меняется, за последние годы очень широкий размах приобрело фестивальное движение в Российской провинции, мы принимали участие в организации фестивалей в Нижнем Новгороде, Калининграде, Саратове, Вологде, Екатеринбурге, надеюсь, что список городов расширится. И в каждом из этих городов (отбросим городских сумасшедших, которые есть везде) на вечера ходит очень большое количество людей, особенно молодых, которым интересно то, что происходит в поэзии. Это очень радует.

Отдельно я благодарен тем региональным кураторам, которые за счет колоссальной внутренней энергии тянут этот процесс. Это и калининградец Настин, и нижегородец Женя Прощин, и Василий Чепелев из Екатеринбурга, и Миша Богатов из Саратова, и Даша Суховей из Санкт-Петербурга… Именно им должны быть благодарны жители этих городов за возможность увидеть и услышать лучших современных поэтов. 

По поводу отторжения… Ну мало что совсем уж чудовищно. Хотя, может, тебе будет не очень приятно это слышать, мне не очень нравится творчество большинства авторов "Нашего современника". Эти авторы творят по принципу лишь бы о России и березках, а как - неважно. Так немножко узурпировав право любить нашу Родину. Но, слава Богу, и в этом журнале публикуются приличные стихи. Конечно, я рассуждаю достаточно кастово.

- Мне кажется, что сегодня (хотя я плохо знаю московскую литературную жизнь 90-х), в каком-то смысле возвращается эпоха 10-х, 20-х годов? Поэтические кафе, поэтические вечера, поэтические гастроли и т.п. Сразу вспоминаются футуристы и футурня, и ловкие имажинисты, которые в голодные революционные годы умудрялись издавать поэтические сборники, держать книжные лавки, ездить на поезде с гастролями, короновать гениального Велемира и прочее… Я, кстати, очень люблю Анатолия Мариенгофа и в последней твоей "новомировской" подборке какие-то отсветы его поэтики услышал.

Отрефлексируешь как-то сказанное мной: что единит наши дни - и те, давние; что единит современных поэтов - и тех, тоже молодых и буйных; почему не возникают поэтические школы и группы (или возникают?); и - может быть - о Мариенгофе?

- Ну на этот вопрос ты практически сам и ответил - есть вот это бурление, жизнь кипит, что-то постоянно происходит. Что касается групп - да есть они, их появление - вообще достаточно обычное для литературы дело, и Осумбез, и Алконостъ - поэтические группы в чистом виде. Вопрос скорее не в форме (и тогда и сейчас - поэтические кафе, ринги, короли поэтов и т.д.). Вопрос в том - есть ли современной литературе что сказать? Может ли она задать мирозданию (ой, пафосно как!) СВОИ вопросы. На мой взгляд - есть. Мне кажется - может. 

Что касается Мариенгофа - он не самый любимый мой автор, я значительно больше люблю других поэтов - Георгия Иванова, Мандельштама, Поплавского, вообще у меня очень широкий круг чтения. Что же касается "новомирской" подборки - в нее в основном попали тексты, написанные лет пять назад, сейчас я пишу иначе, репрезентативными можно считать последнюю подборку в журнале "Арион" или тексты, размещенные на сайте "Полутона".

- Отдельный вопрос - ПирОГИ - зачем это тебе нужно? Помогает это или мешает? Расскажи вообще о своих самых интересных проектах.

- Все клубные проекты, которые мы делаем (группа "Культурная инициатива") - это, с одной стороны, способ реализоваться как автору (нечего скрывать, после окончания Литинститута я не писал стихи три года и опять занялся этим странным делом с возникновением нашей программы). С другой - я люблю литературу, люблю тех авторов, которые у нас выступают. И, конечно, очень радостно жить в мире, зная, что ты в любую минуту можешь узнать, открыть для себя нового, ранее неведомого, но очень интересного автора. А то, что эти проекты живут приписаны к ПирОГам - так сложилось, это достаточно удобно, к тому же я достаточно долго работал в этих клубах книжным продавцом и, что называется, прикипел к этим клубам.

Самые интересные и любимые проекты - "Полюса" и "Пункт назначения". Первый - цикл вечеров, в котором выступают принципиально разные поэты, например Айги и Гандлевский. Из него полностью исключен соревновательный момент, то, что поэты разные только подчеркивает их прекрасность. "Пункт назначения" - вечера поэтов из-за пределов МКАД. За эти годы в нем выступили поэты, живущие в Японии, Канаде, Литве, США, Израиле, Италии, Франции, из многих российских городов. Один из вечеров был посвящен нижегородским авторам.

- Книга есть любимая у тебя? Любимое стихотворение?

- Любимых книг очень и очень много, "Циники" упоминавшегося Мариенгофа , например, "Полутороглазый стрелец" Бенедикта Лившица. Конечно - Джойс, Веничка Ерофеев, Саша Соколов. Бунин, Булгаков (это что-то из детства), Фолкнер, да много что еще. Со стихотворением сложнее, я не так давно вывесил в своем блоге первую часть своих любимых стихотворений современных авторов, штук 30 текстов, и это только начало.

- Какие газеты, журналы, сайты читаешь и почитаешь? И с каким чувством?

- В метро, когда еду на работу - "Спорт-Экспресс" (я футбольный болельщик). Вообще - журнал поэзии "Воздух", выборочно "Арион", "Новый мир", "Знамя". Газеты "Книжное обозрение" и "Экслибрис" (ну, это рабочее).

- В чем главная проблема современных молодых литераторов? Писать некогда? Писать не о чем? Денег не платят?

- Да нет проблемы никакой. Пиши, публикуйся, если того достоин. Но, может быть, проблема состоит в том, что литература очень тесно смыкается с пиаром, далеко не каждый молодой автор готов примирить это внутри себя…

- Политические взгляды есть у тебя? (Впрочем, в России политические взгляды всегда больше самой политики - они и философские, и социальные, и порой религиозные, и какие угодно вообще.)

- Мне сложно говорить о политике, ибо я вообще человек достаточно аполитичный. Скажем так, у меня есть некоторые убеждения, т.е. я за свободу слова и частную собственность. Если посмотреть на современный спектр политический, это, наверное, близко к какому-нибудь СПС. Но, будучи в юности вовлечен в политические структуры, я очень быстро разочаровался в подобном времяпрепровождении. 

- А спрогнозировать политическую ситуацию можешь?

- Вариантов несколько. По сути, мне это не очень интересно.

- Современной власти нужна литература? Они вообще в курсе, что это такое?

- Наверное, нужна, но она не очень понимает, как с ней управляться и с чем ее едят. Что хорошо. Радует, что настоящая литература малоупотребима в утилитарных целях. Перед поэтом стоят несколько иные задачи и он решает совсем другие проблемы.

Беседовал Захар Прилепин

Купить книги:

               

 

Соратники и друзья
Сергей ШаргуновНовая газета в Нижнем Новгороде Нижегородская люстрация

На правах рекламы: